поиск по 1431108 познавательным статьям и фото

Бедняки, женщины и дети шьют одежду для модных брендов. Их работа похожа на концлагерь

Бедняки, женщины и дети шьют одежду для модных брендов. Их работа похожа на концлагерьПерейти в «Мою Ленту»

Бедняки, женщины и дети шьют одежду для модных брендов. Их работа похожа на концлагерь

Фото: Chris McGrath / Getty Images

Несмотря на то что рабство в современном мире признано незаконным и активисты ведут с ним ожесточенную борьбу, в Китае до сих пор существуют так называемые «лагеря перевоспитания», которые в российской и западной прессе открыто сравнивают с концлагерями. В них принудительно, без суда и следствия, предъявления обвинений и ограничений срока пребывания содержат граждан Китая, исповедующих ислам. Проблема рабства существует не только в Китае, но и в других странах мира. На фабриках, которые поставляют товары многим всемирно известным брендам, незаконно трудятся женщины, дети и представители этнических меньшинств. «Лента.ру» разбиралась, что заставляет общественность и мировых лидеров молчать об ущемлении прав сотрудников крупнейших предприятий, снабжающих продукцией люксовые и масс-маркетовые бренды.

***

Согласно данным Комиссии ООН по правам человека, в местах заключения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая находится по меньшей мере миллион представителей этнических меньшинств. В их число входит и тюркоязычный народ уйгуры. Помимо незаконного содержания в лагерях они подвергаются принудительным работам. По информации из отчета Австралийского института стратегической политики, заключенных отправляют на фабрики, которые являются поставщиками товаров более чем для 80 мировых брендов.

Коробка с сюрпризом

Житель Санкт-Петербурга Арслан Гибадуллин приобрел кроссовки известного бренда The North Face в интернет-магазине и при распаковке обнаружил в коробке клочок бумаги с просьбой о помощи, написанной от руки. «Помогите. Я в тюрьме в Китае. Пожалуйста, помогите. Уйгур», — гласила записка.

Неравнодушный покупатель попытался связаться с дистрибьюторами, чтобы найти автора послания и, возможно, помочь ему. Сначала он обратился напрямую к производителю кроссовок в социальных сетях, однако представители бренда не разделили волнения россиянина и написали в ответ, что записка — обычный спам.

Но петербуржец на этом не остановился. Он попытался получить информацию у работников интернет-магазина «Траектория», в котором купил кроссовки, и у сотрудников склада ЭМСК, где забирал заказ. Представители обеих фирм объяснили ему, что товары поступают к ним в коробках, а записка была прикреплена к обуви, поэтому они не располагают информацией о ее происхождении.

Покупателя не удовлетворили полученные ответы, и он решил привлечь к этой проблеме внимание общественности: опубликовал снимок записки в соцсетях и обратился к журналистам. Вскоре пост стал вирусным, и Гибадуллин получил официальное письмо от The North Face. В нем региональный менеджер марки Инна Рубанова заявила, что бренд не использует принудительный труд при производстве товаров.

По словам Рубановой, данная обувь изготавливалась не в Китае, а во Вьетнаме, откуда напрямую была отправлена в Россию. При этом на коробке производителем кроссовок значится компания VF International SAGL, зарегистрированная в Швейцарии. На данный момент личность человека, который изготавливал обувь, все еще не установлена.

Лагерь воспитания

Компания The North Face стала одной из участниц скандала, который разразился в феврале 2020 года. Тогда Австралийский институт стратегической политики опубликовал отчет, в котором содержится информация об использовании принудительного труда уйгуров. При составлении исследования специалисты анализировали документы на китайском языке, которые находятся в открытом доступе, спутниковые снимки и репортажи местных средств массовой информации.

В провинциях Китая насчитали 27 фабрик, где заключенные работают и проживают под постоянным надзором, не имея возможности свободно перемещаться. На заводах рабочих подвергают политической и идеологической обработке, заставляют их отказаться от религии и культуры, некоторых подвергают пыткам.

Согласно приведенным данным, упомянутые заводы поставляют товары по меньшей мере 82 мировым брендам в технологическом, швейном и автомобильном секторах. В их числе такие компании, как Gap, Victorias Secret, Nike, Zara, Polo Ralph Lauren, The North Face, Adidas, Tommy Hilfiger, Boohoo, H&M, Puma, Uniqlo и другие.

В качестве примера в отчете приводится фабрика, которая, предположительно, производит обувь для корпорации Nike. Завод огорожен заборами с колючей проволокой, а на его территории находится большое количество охранных будок и сторожевых вышек. Уйгурские служащие этого предприятия не имеют права уезжать домой на отдых.

Составители отчета обратились к руководству упомянутых марок с целью подтверждения или опровержения их сотрудничества с фабриками, где принудительно трудятся уйгуры. Некоторые бренды пообещали, что прекратят сотрудничество с китайскими поставщиками, другие утверждали, что никогда не работали с заводами, где используется нелегальный труд.

Несмотря на то что представители марок отрицают свое сотрудничество с фабриками, в ноябре британский парламент призвал их предоставить доказательства непричастности. Власти хотят определить, используют ли крупные компании, работающие в стране, принудительный труд уйгурских мусульман в Синьцзяне. В рамках расследования они проверяют цепочки поставок брендов.

Производителя спортивной одежды The North Face, в товаре которого россиянин нашел записку с просьбой о помощи, еще летом убрали из отчета Австралийского института стратегической политики. Объяснялось это тем, что компания разорвала связь с китайской фабрикой еще до того, как туда направили уйгурских рабочих.

Правительство Китая утверждает, что труд в лагерях является частью процесса «перевоспитания» уйгуров. К концу 2018 года дешевая рабочая сила, появившаяся в таких учреждениях, стала важным фактором экономического развития Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая

Некоторых так называемых «выпускников» лагерей отправляют на работу в другие части Китая. Так, например, из учреждения Jiashi Vocational School на швейную фабрику корпорации Haoyuanpeng (HYP) перевели 63 рабочих, планируя в будущем увеличить их число до 500. Компания сотрудничает с такими мировыми брендами, как Fila, Adidas, Puma и Nike.

Детство на фабрике

Помимо этнических меньшинств, принудительному труду на производствах модных товаров по всему миру подвергаются женщины и дети. Согласно Отчету о торговле людьми за 2020 год, который был составлен Государственным департаментом США, в рабстве до сих пор находятся приблизительно 25 миллионов человек. В международном докладе о торговле людьми отмечается, что из общего числа жертв рабства 79 процентов приходится именно на женщин и детей.

В модной индустрии распространенным является использование детского труда, который законодательно запрещен в большинстве стран. В мире насчитывается более 170 миллионов несовершеннолетних, вовлеченных в работу на полях и фабриках. Эксплуатация детей для нужд текстильной индустрии приобрела наибольшие масштабы в семи странах — Египте, Узбекистане, Пакистане, Индии, Бангладеш, Таиланде и Китае.

Принудительный труд, в том числе детский, начинается с выращивания материала. Так, например, в Индии, являющейся крупнейшим мировым производителем хлопка, ежедневно на полях трудятся более 400 тысяч детей. Несовершеннолетние девочки и мальчики работают в экстремальной жаре по 12 часов, подвергаются вредному воздействию пестицидов и перетаскивают тяжелые мешки. При этом они получают зарплату ниже прожиточного минимума и практически не посещают школу.

Кроме того, детский труд широко распространен в Бангладеш, где насильно привлекают к работе около 4,7 миллиона детей в возрасте от 5 до 14 лет. Помимо несовершеннолетних в производстве тканей эксплуатируют и женщин: только в Индии на предприятиях принудительно трудятся около 200 тысяч девочек и женщин. Они проживают в хостелах неподалеку под охраной и не имеют права встречаться с семьей или выезжать за пределы места проживания.

Легкая мишень

Проблема принудительного труда не заканчивается на выращивании материалов и производстве тканей. В швейной промышленности большую часть операций выполняют дети, а не взрослые. Несовершеннолетние сотрудники чаще всего окрашивают фурнитуру на одежде, пришивают пуговицы, обрезают нитки, складывают и упаковывают готовый товар.

Кроме того, при сборе хлопка работодатели предпочитают нанимать детей — из-за маленьких пальцев, которые не разрушают коробочки хлопка и не повреждают волокно. К тому же стоит детский труд гораздо меньше, чем работа взрослого персонала, несовершеннолетние сотрудники меньше едят и более выносливы.

Эксперты знают множество причин использования принудительного детского труда в модной индустрии. Частое обновление ассортимента марки — несколько раз в сезон — заставляет производителей одежды и обуви искать более дешевую рабочую силу. Дети считаются надежными сотрудниками: в силу возраста они послушны и легко управляемы.

Исследователи также связывают проблему детского труда с бедностью страны, где распространено данное явление. Чаще всего несовершеннолетние из сельской местности попадают на фабрики по инициативе своих родителей. Работодатели обещают обеспечить их детям достойные условия труда: стабильную зарплату, комфортное проживание, трехразовое питание и возможность получить образование. Однако по факту дети перерабатывают и живут в ужасных условиях, равносильных рабским.

Порочный круг бедности

Росту принудительного и детского труда поспособствовала и пандемия коронавируса . Специалисты связывают это явление с тем, что из-за карантинных ограничений индийские мигранты были вынуждены вернуться на родину, где владельцы местных фабрик брали их на работу, давая ложные обещания. «Поскольку многим семьям трудно сводить концы с концами из-за потери работы, они становятся жертвами этих лживых предложений», — объяснил Клемент Дэвид (Clement David), работник некоммерческой организации IJM, ведущей борьбу с рабством.

Борьба с принудительным трудом остается одной из самых сложных мировых проблем. Большинство работодателей и владельцев фабрик не привлекают к ответственности, поскольку цепочки поставок брендов настолько сложные и длинные, что невозможно контролировать каждый этап производства. Представители модных марок порой даже не подозревают, откуда получают сырье для изготовления товара.

Детский труд, по мнению ученых, лишь верхушка проблем отстающих стран. В местах, где царит бедность, всегда есть дети, которые готовы добровольно работать за гроши, поскольку у них нет другого выбора. «Чтобы отказаться от детского труда, стране необходимо выйти из порочного круга бедности», — пояснила Лотте Шуурман (Lotte Schuurman), сотрудница компании Fair Wear, деятельность которой направлена на улучшение условий труда на швейных фабриках.

Однако из этого порочного круга власти Китая и шести других государств пытаются выйти, в частности, за счет предоставления дешевой рабочей силы более развитым странам. Они решают экономические проблемы ценой тысяч детских жизней, а заказчики — европейские и американские бренды модной одежды — закрывают глаза на происходящее и лицемерно наносят на ярлыки пометку «эко».

Майя Пономаренко


Источник: статьи Lenta @24.11.2020



Используй свой мобильный - сохрани эту страницe и расскажи о ней друзьям!