поиск по 1272283 познавательным статьям и фото

Русская народная одежда как возможность самоидентификации

Русская народная одежда как возможность самоидентификации Перейти в «Мою Ленту»

Русская народная одежда как возможность самоидентификации

Фото: Варвара Зенина

Москвичка Варвара Зенина разрабатывает под собственным брендом современную русскую одежду, которую можно и нужно носить каждый день. О тонкостях подхода к традиционной одежде, позволяющих русскому костюму не скатиться в лубок или карикатуру, а быть востребованным на рынке, — в материале «Ленты.ру».

Знать дело на «отлично»

Варваре Зениной, выпускающей одежду под брендом Varvara Zenina, 32 года, из которых 18 лет она занимается фольклором. По первому образованию Варвара фольклорист, ее специализация — этнохудожественное творчество. «Это специалист широкого спектра, который отвечает не только за музыкальный фольклор, но и за весь комплекс того, что связано с народными традициями в культуре, — поясняет Варвара. — У таких людей, как я, бывают самые разные профессиональные интересы. У кого-то музыка, у кого-то хореография. Я в силу определенных обстоятельств — так исторически сложилось — выбрала традиционный костюм».

12 лет назад Варвара Зенина создала ателье народной одежды, где шили костюмы для кинематографа, театра и фольклорных ансамблей. «Четыре года назад мне пришла в голову мысль сделать что-то для современного человека, — вспоминает Варвара. — Я поняла, что люди сегодня готовы к тому, чтобы носить русскую одежду, одеваться в соответствии со своими традициями. Мы почувствовали запрос на то, чтобы в косоворотке можно было бы пойти в современный столичный офис или куда угодно и не ощущать себя при этом белой вороной», — так определяет цели своего творчества Варвара Зенина.

Варвара решила организовать швейное производство самостоятельно, а весь трикотаж отдать на аутсорсинг. «Швейная мастерская своя, хоть это и не очень дешево в Москве, потому что наша продукция требует детального внимания», — говорит Зенина. «Цех и магазин находятся в быстро формирующемся культурном кластере бывшего Электролампового завода», — подчеркивает Варвара. Это место как нельзя лучше соответствует новаторскому, можно даже сказать — прорывному, и в то же время традиционному стилю бренда Varvara Zenina.

«Как мы так удачно подобрали место? Бизнес-навигатор МСП помог нам в поисках помещения для швейного цеха. Это был очень полезный опыт, — вспоминает предпринимательница. — Кроме того, правительство Москвы сейчас для развития малого и женского предпринимательства делает достаточно много, и мы обо всех новостях узнаем также из Бизнес-навигатора. Один из таких проектов помог нам в свое время встать на ноги. Это было первое апробирование нашего кейса, когда мы поняли, что интересны не только самим себе, но и внешнему миру и у нас есть потенциал роста».

«Русский, но не смешной»

Когда внимательно смотришь на вещи, сделанные Варварой Зениной, поражаешься, насколько тонко и удачно она почувствовала эту хрупкую грань между консервативной традицией и стремительной модой. В основе этого понимания — целая философия, с которой нужно познакомиться: уж больно она интересная.

«У нас есть внутренний девиз: "Русский, но не смешной". Почему он такой, может быть, несколько странный? — задается вопросом Варавра. — Все, что раньше было связано с прочтением русского костюма, было, по нашему мнению, слишком лубочным: картузы, какие-то нелепые цветки. Но и сегодня, и тогда человеку важно было выглядеть достойно. Потому что встречают по одежке. Визуальная коммуникация сегодня крайне важна, и поэтому мы решили создать в первую очередь такие вещи для мужчин».

С одной стороны, в нише, в которой работает бренд Varvara Zenina, автор обобщил все то, что было сделано предшественниками. «У тебя должна быть историческая база, связанная со знанием традиционного костюма, — убеждена Варвара. — Должно присутствовать понимание фактуры, цвета, всего того, что сопровождает русский костюм. С другой стороны, важно, чтобы это все достаточно легко соединялось с тем, что сегодня близко современному человеку. Нам удалось прочувствовать этот мейнстрим, и мы продолжаем за ним наблюдать».

Но это еще не все секреты от Варвары. «Тут важно еще одно: мы сами — дизайнеры и изготовители — молодые люди, —акцентирует внимание Зенина. — Мы не делаем что-то такое, что как бы "повторяет" какое-либо время. Мы творим сегодня современную историю и говорим о том, что это некоторая интерпретация русского костюма. Не историческая реконструкция —потому что мы прекрасно знаем, как должен выглядеть традиционный русский костюм. А это современное прочтение и то, что сегодня может жить в современном обществе».

Варваре с коллегами важно подчеркнуть, что, с одной стороны, одежда бренда Varvara Zenina демонстрирует идентичность в мире, в котором произошел какой-то временной разрыв в ношении традиционной национальной одежды. «То есть мы визуально пытались продемонстрировать то, что мы — русские, но получалось коряво, — размышляет Варвара. — И получилось так, что в современном мире, кроме павловопосадских платков, нам и козырнуть то нечем. Но и, с другой стороны, нельзя сваливаться в какую-то историю вещей из эпохи, в которой мы не жили».

«Глубокий океан»

«Наша одежда на стыке моды и традиции. Народный костюм — это большой институт, глубокий океан, в который можно нырнуть и достать вещь, которая будет соответствовать сегодняшнему дню и не изменять исторической правде», — убеждена Варвара Зенина.

Важная часть работы Varvara Zenina — точный, безошибочный выбор тканей для косовороток и платьев. «Бывает, что мы что-то специально принтуем под определенные задачи. А так мы просто умело подбираем ткани», — говорит Варвара. Что касается носков, то первоначальная идея была такая: на Русском Севере в Лешуконском и Пинежском уездах Архангелогородской губернии мужчины носили узорные жаккардовые вязанные чулки. «Они были достаточно высокие. Потом мы поняли, что заставить современных мужчин их носить не получится, и мы просто перенесли рисунок таких чулок на обыкновенные мужские носки. Эффект превзошел ожидания.

Кажется, Варвара Зенина до сих пор удивляется, как так могло случиться, что она так точно попала в тренд. Но внимательный читатель согласится: все получилось только потому, что Варвара с коллегами подошла к делу четко «по науке», предвидев все подводные камни, и, с другой стороны, с открытым сердцем, неподдельным интересом и к русскому народному творчеству, и к современным русским людям.

В данный момент Варвара Зенина — индивидуальный предприниматель. «Сегодня у нас, безусловно, микробизнес. Но все идет к тому, чтобы масштабироваться, — уверена она. — Года два мы жили на одном органическом приросте. Основной инструмент продвижения — "сарафанное радио" и социальная сеть "ВКонтакте"».

Бренд Varvara Zenina стал интересен и представителям большого бизнеса, и представителям философских и религиозных течений: от православных и старообрядцев до мусульман. «При этом мы никак абсолютно не связаны ни с какой эзотерической мифологией. Это история про модного русского человека», — так завершает формулировать философию своего бренда Варвара Зенина.

Григорий Шугаев


Источник: статьи Lenta @20.06.2019



Используй свой мобильный - сохрани эту страницe и расскажи о ней друзьям!