Обнаружена экзопланета, которая находится в завершающей стадии эволюции

Группа исследователей из Великобритании, Швейцарии, Бельгии и США зарегистрировала экзопланету, которая обращается по орбите исключительного малого радиуса.

Обнаружена экзопланета, которая находится в завершающей стадии эволюции

Параметры WASP-18b и некоторых других массивных экзопланет. Пунктиром показаны плотности. (Иллюстрация авторов работы.)

Экзопланета, получившая название WASP-18b, была обнаружена участниками проекта SuperWASP с помощью телескопов, установленных в обсерваториях на Канарских островах и в Южной Африке.

WASP-18b располагается на расстоянии 400 световых лет от Земли; по своей массе планета примерно в 10 раз превосходит Юпитер, а радиус ее орбиты составляет около 3 млн км. Измеренный орбитальный период экзопланеты оказался равен всего 0,94 дня.

Астрономы относят WASP-18b к классу так называемых горячих Юпитеров — планет, которые формировались на значительных расстояниях от своих звезд, а затем постепенно приближались к ним. «Здесь мы имеем ситуацию, аналогичную той, которая сложилась в системе Земли и Луны, где под действием приливного трения вращение Земли замедляется, а Луна удаляется от нее, — говорит один из авторов работы Эндрю Кольер Кэмерон (Andrew Collier Cameron) из Сент-Эндрюсского университета (Великобритания). — В нашем случае, однако, вращение звезды ускоряется, а планета приближается к ней». По мнению ученых, в течение полумиллиона лет WASP-18b либо столкнется со своей звездой, либо будет буквально разорвана на части с образованием системы колец, напоминающих кольца Сатурна.

Впрочем, есть и другая возможность: в системе двух близкорасположенных взаимодействующих массивных объектов могут возникать малоизученные эффекты, которые частично скомпенсируют действие приливных сил и продлят существование WASP-18b на несколько сотен миллионов лет. «Мы пока не можем точно определить, сколько еще продержится планета, — заключает г-н Кэмерон. — Все может быть — и полмиллиона, и полмиллиарда лет. Но если она действительно быстро сближается со своей звездой, мы должны зарегистрировать изменения ее орбиты в течение ближайших десяти лет».

Эндрю Кольер Кэмерон рассказывает об обнаружении WASP-18b.

Полная версия отчета исследователей опубликована в журнале Nature.

Источник: Compulenta @27.08.2009