Найден способ управления магнитными свойствами полупроводников при комнатной температуре

Группа исследователей из Вашингтонского университета (США) и Университета Дуйсбурга — Эссена (Германия) продемонстрировала возможность управления магнитными свойствами полупроводниковых нанокристаллов при комнатной температуре.

Структура селенида кадмия (иллюстрация с сайта Webelements.Com).

До настоящего момента все подобные эксперименты выполнялись при криогенных температурах (около 10 К); для того чтобы обойти это ограничение, авторы разработали методику манипулирования спиновым состоянием атомов с помощью фотонов. «Появление эффективной технологии использования спина в процессе обработки данных даст старт развитию совершенно новой области микроэлектроники, — говорит ведущий автор исследования Дэниел Геймлин (Daniel Gamelin). — Откроется возможность создавать материалы, которые хранят информацию и одновременно выполняют логические операции».

В своих экспериментах ученые использовали коллоидный раствор нанокристаллов (квантовых точек) селенида кадмия размерами менее 10 нм. Часть ионов кадмия была заменена магнитными ионами марганца, направление спина которых изменялось с помощью пучков фотонов; по сообщению исследователей, индукция создаваемого в условиях поляризации по спину магнитного поля могла в 500 раз превосходить индукцию поля беспримесного полупроводника.

Полная версия отчета ученых опубликована в журнале Science.

Необходимо отметить, что аналогичные эффекты возглавляемая Дэниелом Геймлином научная группа наблюдала и в коллоидных растворах полупроводниковых нанокристаллов оксида цинка, также содержащих примесные ионы марганца Mn2+. В этом случае фотоны действовали подобно выключателю: установленное магнитное состояние сохранялось и при отсутствии излучения. Отчет об этой работе будет опубликован в журнале Nature Nanotechnology.

Источник: Compulenta @22.08.2009