Представлены новые данные о важнейшем этапе эволюции

Биолог Джеймс Лейк (James A. Lake) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показал, что явление эндосимбиоза оказало огромное влияние на развитие жизни на Земле.

Представлены новые данные о важнейшем этапе эволюции

Эндосимбиоз прокариот: вокруг ядра клетки мучнистого червеца располагаются эндосимбионты (бета-протеобактерии), внутри которых обитают гамма-протеобактерии (иллюстрация из журнала Nature).

Эндосимбиозом называют одну из форм взаимовыгодного сосуществования организмов, которая характеризуется тем, что один из организмов обитает внутри другого; принято считать, что это явление сильно повлияло на ход эволюции эукариот, однако практически не затронуло эволюцию прокариот — одноклеточных, не обладающих оформленным клеточным ядром.

По мнению Джеймса Лейка, такие представления не соответствуют действительности. Ученый провел сравнительный анализ протеинов, обнаруживаемых у более чем трех тысяч различных видов прокариот, и пришел к выводу о том, что около 2,5 млрд лет назад реализация явления эндосимбиоза у двух грамположительных бактерий (актиномицета и клостридии) привела к появлению первого представителя грамотрицательных прокариот с двойной мембраной. Новый таксон оказался удивительно успешен в эволюционном плане; именно к этому классу бактерий относятся появившиеся через некоторое время фотосинтезирующие цианобактерии, переоценить значение которых, пожалуй, невозможно.

«Это событие стимулировало развитие более сложных форм жизни, — заключает г-н Лейк. — В период эволюции этих двух прокариот никакого кислорода в атмосфере Земли еще не было, а значит, не было и условий для существования всех тех организмов, которые населяют современную Землю».

Полная версия отчета ученого опубликована в журнале Nature.

Источник: Compulenta @21.08.2009