Юную Землю спасли от замерзания парниковые газы

Юную Землю спас от замерзания слой парникового газа карбонила сульфида. К такому выводу пришла группа датских исследователей, проводивших анализ горных пород. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences . Основное содержание исследования приведено в пресс-релизе Университета Копенгагена. Во времена формирования нашей планеты Солнце было на 30 процентов слабее, чем сейчас. Его тепла не хватило бы, чтобы сохранить океаны в жидком состоянии. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно природы источника тепла, который не дал Земле замерзнуть. Авторы новой работы предположили, что от переохлаждения Землю спас карбонил сульфид, попадавший в атмосферу при извержении вулканов. Этот парниковый газ препятствовал рассеянию теплового излучения, попавшего на Землю от Солнца. Чтобы подтвердить свое предположение, ученые провели анализ изотопного состава серы в древних горных породах. Обнаруженное ими распределение изотопов невозможно было объяснить геологическими процессами. По итогам ряда экспериментов авторы заключили, что у наблюдаемого изотопного состава может быть только одно объяснение. Солнечное излучение, проходящее сквозь слой карбонила сульфида, спровоцировало бы химические реакции, которые бы в итоге и дали наблюдаемый изотопный состав. Появление живых организмов, выделяющих кислород, разрушило защиту из парникового газа. Кислород препятствовал образованию в атмосфере карбонила углерода. Вместо этого образовывались достаточно крупные серосодержащие частицы. Получившийся аэрозоль отражал солнечные лучи, что способствовало наступлению ледникового периода около 2,5 миллиардов лет назад. В июле в журнале Nature появилась статья другого исследовательского коллектива, в которой авторы исследовали причины аномально теплого климата на Земле 24 миллиона лет назад. Ученые пришли к выводу, что от глобального похолодания нашу планету спасли растения . Они выделяли CO 2 , который является сильным парниковым газом.

Источник: Lenta @19.08.2009