На Венере обнаружено светлое пятно неизвестного происхождения

19 июля с. г. нью-йоркский астроном-любитель Фрэнк Мелилло (Frank Melillo) обнаружил на поверхности Венеры странное светлое пятно, видимое в ультрафиолетовом диапазоне (кстати, в тот же день коллега Мелилло из Австралии — непрофессиональный астроном Энтони Уэсли — заметил на поверхности Юпитера некое темное пятно, которое, как выяснилось, стало результатом столкновения планеты с кометой).

Не исключено, что очередная тайна Венеры так и не будет разгадана.

Находку Мелилло подтвердили руководители европейского проекта Venus Express, в рамках которого Венеру изучает одноименный космический аппарат. По словам ученых, таинственное пятно появилось всего за несколько дней до его обнаружения жителем Нью-Йорка. Исследователи пока лишь выдвигают различные гипотезы происхождения пятна, надеясь получить точный ответ с помощью спектрометров, размещенных на борту Venus Express.

По одной из версий, светлое пятно — результат взаимодействия верхних слоев атмосферы планеты с потоками испускаемых Солнцем заряженных частиц. Однако наиболее вероятной ученым представляется версия, согласно которой пятно появилось после массивного извержения вулкана. Не секрет, что на Венере наблюдается самая интенсивная в Солнечной системе вулканическая активность: почти 90% ее поверхности покрыто базальтовой лавой.

Абсолютно исключена вероятность столкновения планеты с другим космическим телом, поскольку в этом случае в верхние слои атмосферы попадает огромное количество поглощающей ультрафиолетовое излучение пыли, из-за чего пятно выглядело бы темным, а не светлым.

Светлые пятна находили на Венере и раньше. В частности, подобные находки были сделаны в январе 2007 года в южном и северном полушариях планеты. Тогда ученые так и не смогли убедительно объяснить происхождение пятен.

Источник: Compulenta @30.07.2009