Продемонстрирован надежный способ управления состоянием отдельных кубитов

Группа физиков из Национального института стандартов и технологий (США) разработала технологию управления кубитами на нейтральных атомах с помощью поляризованного излучения.

Атомы рубидия (красные) в узлах оптической решетки (иллюстрация выполнена сотрудниками Национального института стандартов и технологий).

Для построения кубитов авторы использовали атомы рубидия, которые могут находиться в восьми различных энергетических состояниях. Задача экспериментаторов состоит в выборе двух из них, наилучшим образом представляющих положения «0» и «1». В идеале, эти состояния должны быть невосприимчивы к паразитным магнитным полям и максимально чувствительны к полям, используемым для адресации и управления. «Получается своего рода уловка-22, — говорит один из авторов исследования Натан Лундблад (Nathan Lundblad). — Чем надежнее становится система управления кубитами, тем сложнее заставить их исправно работать».

Ученые нашли оригинальное решение этой задачи, выбрав две пары состояний для каждого из атомов: первая используется в тех случаях, когда квантовому разряду необходимо хранить информацию, а вторая — при обработке данных. Обе пары невосприимчивы к воздействию поля, однако переходы между режимами «работы» и «хранения» осуществляются, напротив, под влиянием поля.

Экспериментальную проверку новой технологии авторы выполнили на примере массива атомов, сгруппированных попарно; задача выбора конкретного разряда из множества была, таким образом, сведена к проблеме адресации одного из двух кубитов. Для создания необходимого «эффективного» магнитного поля ученые использовали не традиционные методы, опирающиеся на использование электрического тока, а пучок поляризованного излучения. Таким способом, по словам исследователей, можно выбирать отдельные кубиты, не оказывая влияния на близлежащие атомы.

Полная версия отчета ученых будет опубликована в журнале Nature Physics.

Источник: Compulenta @08.07.2009