Разработана новая технология, расширяющая возможности световой микроскопии

Группа специалистов из Германии и США продемонстрировала способ получения изображений, на которых наглядно представлены флуоресцентные белки, находящиеся глубоко в тканях живого организма.

Василис Нциахристос (снимок сделан сотрудниками Мюнхенского технического университета).

Как известно, традиционные методики флуоресцентной микроскопии не позволяют «проникать» в ткани на глубину более одного миллиметра: излучение рассеивается, и детали становятся неразличимы. Новая технология, по данным авторов, дает возможность получать трехмерные изображения на глубине как минимум шести миллиметров.

В основе предложенного метода лежит объединение звукового и светового излучений. Для проведения экспериментов ученые использовали рыбку данио рерио и белки eGFP (enhanced green fluorescent protein, улучшенный зеленый флуоресцентный белок) и mCherrry (излучает в красном диапазоне). На тело рыбки с разных сторон направлялись пучки лазерного излучения, поглощаемого флуоресцирующими пигментами. При поглощении происходит кратковременное локальное повышение температуры, что влечет за собой микроскопическое расширение данной области в объеме. В результате образуется своеобразная ударная волна — начинается распространение ультразвуковых колебаний, которые регистрируются специальным микрофоном.

Полученные данные обрабатываются программой, которая оценивает характер искажений и определяет относительное расположение чешуек, мускулов, костей и внутренних органов рыбы, составляя трехмерное изображение с разрешением около 40 мкм.

Авторы назвали свою методику «многоспектральной оптоакустической томографией» (multi-spectral opto-acoustic tomography, MSOT). «MSOT может внести кардинальные изменения в практику медико-биологических исследований, — уверенно заявляет руководитель научной группы Василис Нциахристос (Vasilis Ntziachristos) из Центра имени Гельмгольца по исследованию окружающей среды (Германия). — Технология MSOT объединяет методики оптической и флуоресцентной микроскопии и позволяет проникать глубоко в ткани, что делает ее незаменимой при изучении клеточных и внутриклеточных процессов в живом организме».

Полная версия отчета исследователей будет опубликована в журнале Nature Photonics.

Источник: Compulenta @01.07.2009