поиск по 1177556 познавательным статьям и фото

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структурПерейти в «Мою Ленту»

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур

Председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин

Фото: Михаил Метцель / ТАСС

В росте оптовых цен на бензин независимые сети АЗС активно обвиняли вертикально интегрированные компании (ВИНК). Более того, крупным нефтяникам инкриминируют искусственное создание дефицита топлива. Глава «Роснефти» Игорь Сечин в эксклюзивном интервью радиостанции «Коммерсант FM» заявил, что ситуация на рынке совершенно иная и в свою очередь предъявил обвинение в росте цен региональным сетям АЗС. О реакции экспертного сообщества на громкое заявление руководителя ведущей нефтяной компании страны — в обзоре «Ленты.ру».

Спекулянты формируют цены

Исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Коммерсанту FM» обвинил локальные независимые сети АЗС в создании монопольных структур, формирующих цены на бензин. По его словам, хотя доля таких компаний на рынке составляет только 30 процентов, именно они влияют на ценообразование, так как их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. «Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену», — пояснил этот тезис глава «Роснефти».

Игорь Сечин привел пример одного региона, в котором из 300 АЗС, шесть — независимые. «Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, я не всех помню даже, но с тем же собственником, что и в сетях. То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети. Поразительная вещь. И сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний», — пояснил руководитель компании.

Глава «Роснефти» отметил, в частности, компанию «Октан» в Приморском крае, у которой формально всего около десяти заправок. «И владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе», — подчеркнул топ-менеджер.

На вопрос журналиста о том, чем это можно объяснить, Сечин ответил: «Это одно слово — коррупция». Обвинение ВИНК в том, что они выдавливают с рынка независимых игроков Игорь Сечин категорически отверг, указав, что в мире эта тенденция прослеживается, когда сети привязаны к НПЗ. «Но при этом у нас сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже вертикально интегрированные компании, в соответствии с антимонопольным законодательством, вынуждены подстраиваться. Но мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно», — пообещал руководитель «Роснефти».

Цепочки посредников

Вслед за вызвавшим резонанс интервью главы «Роснефти» пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев в эфире «Вести FM» отметил, что Игорь Сечин «в общем достаточно полно объяснил ситуацию, которая связана с нездоровой активностью, так называемых, независимых АЗС, точнее некой группы лоббистов, которая от их имени выступает». Спикер компании заявил, что все эти лоббисты являются активными игроками местного рынка: «И не просто игроками, а полумонополистами или монополистами, перекупщиками и трейдерами. И когда они говорят, что им не хватает каких-то объемов, они в своих розничных сетях реализуют, они реализуют малую часть того, что они закупают», — уточнил Михаил Леонтьев.

Глава пресс-службы «Роснефти» считает, что надо очень серьезно посмотреть, на то, как именно независимые АЗС реализуют топливо, потому что «маржа эта получается в процессе накрутки между цепью аффилированных посредников. Мы уже говорили о том, что вообще эти, так называемые, независимые сети не несут никакой ответственности». В частности, за устойчивое обеспечение региона топливом.

Михаил Леонтьев обвинил региональные независимые АЗС в том, что они не платят акциз. «Что, на самом деле, удивительно, потому что акциз платится с розницы и с потребителя, а они непосредственно контактируют с потребителем», — подчеркнул спикер компании.

Кроме того, пресс-секретарь «Роснефти» обвинил локальных продавцов топлива в том, что они не несут никакой ответственности за его качество. «При этом они нагло и абсолютно лживо шантажируют местную власть, а через нее федеральное правительство. И они жалуются на оптовые цены. Ребята, что же вы жалуетесь на опт, если вы столько закупаете? То есть вам это выгодно. Все, чем они занимаются, как правило, оно некоторым образом подходит под определенную статью уголовного кодекса», — добавил Михаил Леонтьев.

Мнения в поддержку

Гендиректор компании «Инфотэк-терминал» и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что «после того, как вся проблема с неликвидностью бензинового рынка была переложена на плечи вертикально интегрированных компаний, в первую очередь, "Роснефти", конечно же, нашлись люди и компании, которые вот эту самую прибыль утраченную решили присвоить». Эксперт полагает, что это, безусловно, не рыночный ход, к тому же «это несправедливо и чрезвычайно неприятно нефтяным компаниям, потому что они оказываются заложниками очень сложной рыночной ситуации, они работают себе в убыток», — подчеркивает он.

По словам эксперта, «в то же время компании-посредники, компании-реализаторы забирают на себя прибыль и ожидания потребителей, что цены будут расти. В результате получается ситуация, которую необходимо как-то решать. При этом Федеральная антимонопольная служба парадоксальным образом становится на сторону этих нехороших людей, скажем так», — подтверждает позицию главы «Ронефти» России Рустам Танкаев.

«Эта картина временная, ее следовало ожидать, есть несколько способов, которыми эти участники рынка получают свою сверхприбыль ,— продолжает мысль Рустам Танкаев. — Первый способ: партии многократно перепродаются, они первично покупают на бирже по фиксированной цене, установленной соглашением, нефтепродукты, то есть бензин и дизельное топливо для дальнейшей продажи. Потом они перепродают, причем перепродают во многих случаях сами себе по несколько раз. В итоге по завышенной цене это все уходит на реализацию, на АЗС. Страдает население, страдают и вертикально интегрированные нефтяные компании».

По поводу торговли топливом на бирже генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин отметил, что «на биржевом рынке моторного топлива сформировался пул компаний-трейдеров, скупающих более 80 процентов топлива, выставляемого на торги». Такая значительная доля обусловлена наличием большого количества спекулятивных сделок, позволяющих недобросовестным участникам рынка влиять на ход торгов, стимулируя ажиотаж и рост биржевых цен. «Доля таких сделок в ходе основной торговой сессии только за один день может достигать 40-50 процентов. При этом ценовые всплески на бирже, стимулируемые спекулятивными операциями, транслируются по цепочке в мелкооптовый и розничный сегмент, оказывая крайне негативное влияние на рынок, — отметил Алексей Мухин. — Одна инвестиционно-финансовая компания закупает около 30 процентов нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон. Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они осуществляют договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя».

«Любопытно, что в Приморском крае частные сети закупают в четыре, а то и пять раз больше, чем могут реализовать, — продолжает эксперт. — А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности, это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными к тому же с местными властями. С их помощью частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, — чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на левых НПЗ».

Подробно о теневых схемах

О теневых схемах, которые используют региональные продавцы и переработчики топлива, в интервью РБК рассказал экономист Никита Кричевский. По его словам, в отдельных регионах до 20 процентов добываемой нефти не учитывается и «проходит мимо, что называется, кассы — за счет приписок, недописок, неучета, черной наличности и прочих логистических способов». Добытая нефть через нефтепроводы или при помощи нефтевозов поставляется на теневые опять же нефтеперерабатывающие заводы, которые формально опять же существуют не как НПЗ, (мини-НПЗ), но как установки по производству, например, битума или еще каких-то ингредиентов, необходимых в национальном хозяйстве.

«Дальше происходит переработка этой неучтённой, "чёрной" во всех смыслах нефти, и после этого суррогат либо же контрафакт, если мы говорим о легально произведенном бензине, но неучтенном на нефтеперерабатывающих заводах, поступает уже на автозаправочные станции. Как правило, в этом теневом обороте всё контролируется весьма и весьма жестко, — комментирует ситуацию Никита Кричевский. — Ну, достаточно сказать, что один и тот же "предприниматель", естественно, в кавычках "предприниматель", его, скорее, можно назвать "теневым олигархом", является собственником как мини-НПЗ, так и нескольких фирм-посредников, а также сети АЗС, что в наибольшей степени практикуется, ну, например, на Дальнем Востоке».

Именно в этом отдаленном от центра регионе на протяжении более чем двадцати лет по словам эксперта «существуют целые цепочки теневых производителей нефтепродуктов и одновременно тех, кто их реализует. При этом надо сказать, что, естественно, работа этих "нефтяных баронов" (или "бензиновых баронов") невозможна без тесной коррупционной поддержки со стороны налоговиков, со стороны других проверяющих организаций. Вот, в двух словах, таким образом работает параллельный (или теневой) бензиновый оборот в современной России», — подчеркнул эксперт.

«Кризисная ситуация на топливном рынке возникла не сегодня. Это нарыв, который созревал не один год. До поры до времени ВИНКи терпели эту ситуацию. Но в тот момент, когда так называемые независимые АЗС откровенно закусили удила и начали изображать из себя "униженных и оскорбленных", при том, что большинство из них являются по большому счету обычными спекулянтами, терпение ВИНКов, наконец, закончилось. Крупные компании вскрыли этот старый нарыв, обратив внимание общественности на то, что на бирже и региональных рынках бал правят перекупщики, формирующие посреднические цепочки и продающие колоссальные объемы нефтепродуктов своим аффилированным структурам. Эти недобросовестные компании попросту решили нагреться на топливном кризисе, используя создавшуюся ситуацию для получения сверхприбыли, руководствуясь классическим "маловато будет"», — резюмирует Кричевский.

В понедельник президент на встрече с вице-премьером Дмитрием Козаком напомнил, что «у вертикально интегрированных компаний есть претензии к розничному звену». И добавил: «Когда, по мнению руководителей компаний, розница играет на бирже недобросовестно, потом вставляет необоснованное количество посредников, цель которых только цену задирать, а не оказывать реальные услуги на рынке». В ответ Козак пообещал до конца декабря силами ФАС и Минэнерго провести ревизию независимого автозаправочного хозяйства на предмет монополизации и необоснованного завышения цен.


Источник: статьи Lenta @16.11.2018



Используй свой мобильный - сохрани эту страницe и расскажи о ней друзьям!