Ученые провели наблюдение за делением стволовых клеток в живом организме

Группе специалистов из Франции и Англии впервые удалось зафиксировать ход процесса асимметричного деления (при таком делении одна клетка сохраняет все особенности родительской, а другая становится более детерминированной; см. статью в журнале «Цитология», посвященную этому вопросу) стволовых клеток (СК) в организме дрозофилы.

Drosophila melanogaster (иллюстрация Science Photo Library).

В своей работе ученые сконцентрировались на герминогенных СК (предшественниках яйцеклеток и сперматозоидов). На начальном этапе исследования был идентифицирован новый ген wicked, связанный с развитием и делением СК. Анализ биохимических функций соответствующего ему протеина показал, что он способствует формированию рибосом (органоидов клетки, которые участвуют в биосинтезе белка из аминокислот). Сняв процесс асимметричного деления СК «на видео», исследователи обнаружили, что белок wicked из исходной клетки полностью переходит в дочернюю, которая затем дифференцирует в гамету.

Ученым также удалось показать, что асимметричное распределение белка wicked характерно для нейробластов, которые служат предшественниками нейронов. Мутации в гене wicked приводят к уменьшению размеров этих СК и снижению их способности к формированию нейронов.

По мнению авторов работы, обнаруженный ими механизм неравного накопления белка wicked можно считать одним из возможных вариантов реализации асимметричного деления. Полное теоретическое описание этого процесса, напомним, до сих пор не составлено.

Распределение протеина wicked (представлен в виде белых точек) при делении герминогенных СК:

Отчет ученых опубликован в журнале Nature Cell Biology.

Источник: Compulenta @07.06.2009