поиск по 1134803 познавательным статьям и фото

Перекресток Средиземного моря

Чем могло закончиться сближение русского фрегата и американского эсминца

Перекресток Средиземного моря

USS DDG-107 Gravely

Фото: US Navy

28 июня 2016 года Минобороны России сообщило о том, что 17 числа того же месяца в Средиземном море эсминец ВМС США «Грэйвли» вплотную сблизился с российским сторожевым кораблем (фрегатом) «Ярослав Мудрый». Американский эсминец прошел в 50-70 метрах по левому борту «Ярослава Мудрого», а затем пересек курс фрегата слева направо на дистанции около 1 кабельтова (185,2 метра).

Тесное море

Сейчас в Средиземном море достаточно тесно — там находятся одновременно две авианосные ударные группы (АУГ) ВМС США. Одна из них — 10-я АУГ (CSG-10), во главе с атомным авианосцем CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр», включающая, помимо авианосца, базирующееся на нем 3-е авиакрыло палубной авиации, ракетные крейсера «Сан Хасинто» и «Монтеррей», а также эсминцы «Мэйсон», «Нитце», «Стаут» и «Рузвельт» вошла в Средиземное море в середине июня. Здесь же находится 8-я АУГ (CSG-8) во главе с авианосцем «Гарри Трумэн», в состав которой входит 7-е авиакрыло палубной авиации, ракетный крейсер «Анцио» и эсминцы «Грейвли» (герой событий 17 июня) «Балкли» и «Гонсалес».

Помимо перечисленных, в Средиземном море находится ряд других боевых и вспомогательных кораблей и судов ВМС США и их союзников по НАТО, а также оперативное соединение ВМФ России, действующее в восточной части моря. Такая концентрация сил различных флотов в Средиземноморье объясняется не только действиями разных стран в ходе сирийского конфликта, но и их сложными взаимоотношениями между собой. Так, не объявлявшаяся заранее переброска «Гарри Трумэна» и его охранения в Средиземное море в начале июня 2016 года из Персидского залива была с самого начала подана как «сигнал для России».

«Это обеспечивает некоторое необходимое присутствие в Средиземноморье, чтобы… сдерживать русских. Непредсказуемость того, что мы сделали с Truman, заставит их думать дважды» — таким образом передал эту мотивацию The Wall Street Journal со ссылкой на анонимный военный источник в Вашингтоне.

Командующий группой контр-адмирал Брет Батчелдер (Bret Batchelder) выразился более определенно: Он заявил, что переброска авианосца через Суэцкий канал призвана продемонстрировать союзникам по НАТО готовность США поддержать баланс военно-морских сил в Средиземном море. «Это демонстрация возможностей. Безусловно, есть те люди, которые следят, и это наглядная демонстрация того, на что мы способны», — сказал он. Судя по всему, инцидент между «Грэйвли» и Ярославом «Мудрым», запланированный или нет, был частью этой демонстрации.

Фрегат «Ярослав Мудрый», недавно завершивший ремонт вышедшей из строя в прошлом году турбины, пришел в Средиземное море в первой половине июня, практически одновременно с «Гарри Трумэном» и его эскортом. Помимо «Ярослава Мудрого» сейчас в Средиземном море находятся ветераны Черноморского флота — сторожевые корабли «Сметливый» и «Пытливый», малый ракетный корабль «Серпухов», и регулярно следующие по маршруту Сирийского экспресса большие десантные корабли и транспортники ВМФ России. Скорее всего, в составе соединения имеются и подводные лодки, но публично активность своих подводных сил не комментирует ни Россия, ни страны НАТО.

Кто на ком стоял?

Если для США оперативный маневр авианосцев, безусловно, является в том числе средством демонстрации силы, то задачи российского соединения куда проще: обеспечивать стабильное следование Сирийского экспресса в районе возможных террористических атак. Возможность столкновения с силами НАТО на этом фоне не то, чтобы не рассматривается, но, в сложившихся условиях «здесь и сейчас» проходит скорее по критерию «прочих угроз», которая, буде возникнет, должна парироваться другими средствами.

Это ключевое отличие ситуации от того, что происходило во времена Холодной войны, когда американский авианосец, безусловно, был бы главной целью всех советских сил в Средиземном море (которые были бы куда более масштабными, чем сейчас). Что происходило 17 июня мы в точности не знаем — сообщение Минобороны России говорит об опасном маневрировании «Грэйвли» по курсу «Ярослава», последовавшее заявление анонимного источника в Пентагоне, процитированного Reuters, зеркально обвиняет в опасном маневрировании вблизи двух американских кораблей уже российскую сторону.

Как пояснили корреспонденту «Ленты.ру» офицеры ВМФ России с опытом боевой службы, в том числе в Средиземном море,, продемонстрированное на российском видео маневрирование американского эсминца действительно является опасным, и могло быть оправдано только в случае необходимости «согнать» оппонента с курса авианосца. Наличествовала ли такая необходимость — мы не знаем. Анонимное сообщение источника в Пентагоне говорит о присутствии авианосца в девяти клометрах от места событий, не раскрывая подробностей. Судя по видеозаписи, российский корабль во время инцидента не менял курса и скорости, так что, если «вероятный противник» и пытался куда-то его не пропустить, то этой цели он не достиг.

Зачем все это было?

Напрашивающееся сравнение американского маневра с российскими облетами американских кораблей и самолетов вблизи побережья все же хромает: «теплые встречи», устраиваемые самолетами ВВС России американским самолетам и кораблям в Черном море и на Балтике традиционно преследуют одну и ту же цель: демонстрацию нежелательности появления незваных гостей вблизи своих границ. Особенно в случае если это идущий с выключенным транспондером самолет-разведчик, способный обнаруживать цели на десятки километров вглубь побережья, или ракетный корабль на боевой службе, несущий крылатые ракеты большой дальности. Американские истребители, в свою очередь, «опекают» периодически появляющиеся близ Аляски или западного континентального побережья российские ракетоносцы Ту-95.

Средиземное море в географическом смысле, с одной стороны, является «нейтральной зоной», не приближающейся непосредственно к границам ни одной из сторон противостояния, с другой же, очевидно, что за 25 лет эпизодического присутствия России в регионе в постсоветский период ВМС США привыкли ощущать себя хозяевами в этом районе, и с учетом обострившихся отношений между Москвой и Вашингтоном такой проход мог быть предпринят просто в целях демонстрации силы уже непосредственно адресату — особенно учитывая, что Грэйвли входит в состав группы «Трумэна», переброшенной в Средиземное море именно с целью такой демонстрации.

Был этот маневр инициирован сверху, или предпринят по личной инициативе командира корабля, коммандера (капитана II ранга) ВМС США Элис Эмброз, мы не знаем, но какой из этих вариантов лучше — сказать сложно. Произошедший инцидент — маленький, но еще один шажок в сторону расширения пределов допустимого. Облеты самолетов и кораблей вблизи своих границ — будь то встреча авианосца «Китти Хок» в Японском море, эсминца «Дональд Кук» в Черном или Балтийском, разведчика RC-135 в небе над той же Балтикой — были обычной практикой. Вне зон, непосредственно прилегавших к границам, стороны при редких встречах старались обходиться друг с другом по возможности корректно. Сегодня это правило постепенно размывается, а растущая внешнеполитическая активность повышает и вероятность новых «плотных контактов». Какова гарантия того, что очередной такой контакт не перейдет в конфликт просто «на нервах» или из-за технической ошибки — не скажет никто.

Илья Крамник


Источник: статьи Lenta @29.06.2016



Используй свой мобильный - сохрани эту страницe и расскажи о ней друзьям!
Зарегистрируйтесь или представьтесь чтобы комментировать каждый абзац любой новости!