поиск по 1154599 познавательным статьям и фото

Не обманешь — не продашь

Самые громкие разоблачения автопроизводителей

Не обманешь — не продашь

Фото: Toru Hanai / Reuters

Топливный скандал с участием японской корпорации Mitsubishi Motors все громче: после публикации 20 апреля на сайте компании признания в фальсификации тестов, акции концерна подешевели на треть. Биржа приостановила торги из-за зашкаливающего количества желающих избавиться от бумаг Mitsubishi. В результате за два дня компания потеряла более миллиарда рыночной стоимости, побив собственный антирекорд 12-летней давности.

Особую значимость ситуации придает тот факт, что Mitsubishi — первый японский производитель, которого поймали за руку при подтасовке показателей топливной эффективности. Компании не повезло оказаться в шлейфе «дизельгейта» Volkswagen — крупнейшего разоблачения в истории автопрома. Правительство Японии, очевидно, полагает, что такая аналогия бросает тень на всех национальных производителей. «Это серьезно подорвало доверие потребителей, и мы этого так не оставим», — пригрозил глава кабинета министров Есихидэ Суга.

«Лента.ру» разбирается в случившемся, а также вспоминает другие громкие разоблачения производителей машин и автокомпонентов.

#Mitsubishi: маленькие автомобили, большой скандал

Если бы не пресловутый «дизельгейт», махинации Mitsubishi могли бы и не получить столь широкой огласки, ведь речь идет о машинах, практически неизвестных за пределами Японии. Модели eK Wagon и Space, а также Dayz и Dayz Roox относятся к кей-карам, специфическому классу, созданному в соответствии с жесткими требованиями национального законодательства. Оговорено буквально все: размеры кузова, объем двигателя и его мощность.

Дело в том, что обычную машину в Японии можно приобрести только вкупе с парковочным местом, а владелец микроскопического кей-кара освобожден от необходимости платить за землю. Эти автомобили предназначены в основном для внутреннего рынка, хотя крошечный внедорожник Suzuki Jimny продается и в России.

Для кей-каров Mitsubishi в 2011 году создал совместное предприятие с Nissan Motor — NMKV. Первой компании принадлежит бренд eK, второй — Dayz. Однако разработкой и тестированием машин занимается Mitsubishi, так что фактически автомобили двух марок различаются только кузовными панелями. Хотя ниссановский Dayz может похвастаться наличием люксового варианта Highway Star .

Именно Nissan забил тревогу, обнаружив несоответствие тестов Mitsubishi стандартам Минтранса. Это случилось, когда компании предоставили техдокументацию на следующее поколение автомобилей. Внутреннее расследование NMKV выявило, что при измерении коэффициентов сопротивления качению и сопротивления воздуха при движении машины применялись различные уловки. В результате показатели расхода топлива и выбросов углекислого газа оказались заниженными у 600 тысяч автомобилей.

Mitsubishi и Nissan приняли совместное решение прекратить выпуск и продажи этих моделей. Но дело этим не ограничится, для Mitsubishi мытарства только начинаются: в штаб-квартире концерна в Токио и исследовательском центре в Нагоя проведены обыски, чтобы выяснить — не занижала ли компания данные расхода бензина у экспортных моделей. Если так, автопроизводителя ждут миллиардные иски, не говоря уже о колоссальных репутационных потерях.

Volkswagen: афера века

Гром грянул 18 сентября 2015 года. Американское Управление по защите окружающей среды (EPA) обнародовало исследование токсичности дизельных автомобилей Audi и Volkswagen с двигателями 2.0 TDI. Оказалось, что концентрация углекислого газа в выхлопе в 40 раз превышает разрешенное значение. И эти машины поставлялись на американский рынок с 2009 года.

Причем, в отличие от Mitsubishi, где испытатели просто рисовали нужные цифры на бумаге, немцы «обучили» двигатель распознавать сертификационный ездовой цикл. И активировать специальный режим, при котором показатели выхлопа вписываются в экологические нормы. То есть машины самостоятельно обманывали тестеров по всему миру. Таких автомобилей было продано более 11 миллионов.

Раскрытие аферы привело к отставке главы концерна Мартина Винтеркорна и главы американского филиала Майка Хорна. Скандал получил название «Дизельгейт», по аналогии с «Уотергейтом», политическим кризисом, закончившимся отставкой президента США Ричарда Никсона. Возможная сумма компенсации астрономическая — 18 миллиардов долларов.

Расследование «дизельгейта» ведут Франция, Германия и США. Причем Америка, похоже, имеет на концерн самый большой зуб: власти страны собираются прибегнуть к закону о контроле финансовых институтов, чтобы расширить правовое преследование Volkswagen. Ранее этот закон использовался против крупнейших банков после кризиса 2008 года.

General Motors: роковой ключ

Американские производители тоже не без греха. Так, руководство General Motors (GM) в течение многих лет замалчивало выявленный брак Chevrolet Cobalt, зная, что он может привести к смертельной аварии. Подобная ситуация описана в романе Чака Поланика «Бойцовский клуб» — главный герой как раз работает на американский автоконцерн, скрывающей дефект, так как судебные разбирательства с родственниками погибших дешевле массового отзыва модели. В 2014 году догадка писателя подтвердились: неудачная конструкция замка зажигания у модели, выпускавшейся с 2004 по 2010 годы, стоила жизни 42 водителям, еще 58 человек покалечились.

Выяснилось, что во время движения ключ мог выскочить из гнезда, это приводило к неожиданной остановке двигателя и отключению всех вспомогательных систем, прежде всего усилителя руля и тормозов. При столкновении не срабатывали подушки безопасности. Таких машин было выпущено около трех миллионов.

Концерн не только замалчивал брак, но и увольнял сотрудников, которые указывали на дефект. Бывший менеджер General Motors Билл Макалер в 2004 году подал на автопроизводителя в суд, но проиграл. По его словам, GM не отбраковывал машины с катастрофическими дефектами: протечкой топлива или неисправным рулевым управлением.

Компенсации жертвам замка зажигания составили 400 миллионов долларов, еще 35 миллионов были взысканы Национальной администрацией безопасности дорожного движения (NHTSA) через суд. В 2014 году GM учредил денежный фонд для помощи людям, физически или морально пострадавших от неисправных машин концерна.

Toyota: мечта управляет сама

В 2009 году в СМИ распространилась история о странном звонке в службу 911: якобы водитель заявил, что не может остановить разгон автомобиля, едущего по шоссе. Спасатели посоветовали ему держаться и молиться. Это походило на глупый розыгрыш, однако все произошло в реальности: в аварии погибла американская семья из четырех человек.

Инцидент стал предвестником самого масштабного отзыва автомобилей Toyota и Lexus в истории концерна. В историю это вошло под названием «педальный кризис»: 4,2 миллиона машин были направлены в сервисные центры в 2009 году из-за коврика на полу, который блокировал педаль тормоза. Год спустя концерн отозвал еще 2,3 миллиона автомобилей — в них педаль газа могла заклинить в полунажатом состоянии. Бракованные автомобили поставлялись преимущественно на рынки США и Канады. Суммарно по всему миру было отозвано около 9 миллионов машин.

По информации Национальной администрации безопасности дорожного движения, о возможных неисправностях концерн Toyota знал еще в 2006 году, однако ничего не предпринял для исправления ситуации. Дефекты стали причиной смерти 50 человек. В 2010 году Министерства транспорта США оштрафовало Toyota на 16,4 миллиона долларов.

Takata: подушка страшнее аварии

За сокрытие дефектов или информации об авариях NHTSA оштрафовало многих производителей, в этом списке есть даже Ferrari. Однако абсолютный и зловещий рекорд по замалчиванию проблем принадлежит японской компании Takata Corp, крупнейшему производителю подушек безопасности. Ее продукция использовалась в автомобилях BMW, Chrysler, Ford, Mazda, Subaru, Mitsubishi, Nissan, Honda и Toyota.

Расследование в отношении Takata Федеральная прокуратура США открыла в октябре 2014 года после ряда смертельных случаев, когда было доказано, что водители погибли именно из-за подушек безопасности. Они либо не раскрывались, либо взрывались, выстреливая в лицо автомобилистам металлическими осколками. Впервые такие случаи были зарегистрированы еще в 2004 году.

Takata провела внутреннее расследование. Выяснилось, что причина в используемом для раскрытия подушек взрывчатом веществе, нитрате аммония — нестабильном и чувствительном к влажности. Кроме того, корпуса блоков наполнения трескались, что превращало систему безопасности в аналог осколочной гранаты. Инженеры разработали план по исправлению дефектов и рекомендовали запустить отзывную компанию, однако им было приказано уничтожить все данные и молчать.

Последствия этого решения автопроизводители разгребают по сию пору: компания успела выпустить 285 миллионов потенциально опасных подушек безопасности. Только в США может быть отозвано 90 миллионов автомобилей. Бракованные подушки отправили в отставку генерального директора Honda Такахиро Хатиго: концерн установил их более 30 миллионов в свои автомобили.

Точное количество пострадавших по всему миру неизвестно — доказано восемь смертельных случаев. В ноябре 2015 года NHTSA оштрафовало Takata на 70 миллионов долларов. На собрании акционеров генеральный директор компании Сигэхиса Такада публично извинился и выразил надежду, что марке удастся восстановить доверие к своей продукции. «Я чувствую возложенную на меня ответственность», — заверил Такада.

Алексей Сивашенков


Источник: статьи Lenta @22.04.2016



Используй свой мобильный - сохрани эту страницe и расскажи о ней друзьям!
Зарегистрируйтесь или представьтесь чтобы комментировать каждый абзац любой новости!