поиск по 1171065 познавательным статьям и фото

Люби и штрафы платить

За долги свыше 10 тысяч рублей автомобилистов пересадят на общественный транспорт

Люби и штрафы платить

Не платишь штрафы и алименты — катайся на автобусе. Сотни тысяч россиян могут лишиться водительских прав в соответствии с законопроектом, который Госдума рассмотрит во втором чтении 23 октября. Предполагается лишать прав неплательщиков штрафов с задолженностью от 10 тысяч рублей. Изначально речь шла только о тех, кто задолжал по алиментам, однако во втором чтении правительство внесло поправки, резко расширяющие сферу действия закона. «Лента.ру» разбиралась, как норма, задуманная в качестве дополнительного рычага влияния на неплательщиков алиментов, эволюционировала в масштабную инициативу, затрагивающую практически каждого российского водителя.

История вопроса

В октябре 2014 года на Х Съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Федерации директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков предложил отбирать у неплательщиков алиментов водительские права. По его подсчетам, это сократило бы число злостных неплательщиков долгов детям на 100-130 тысяч человек.

Уже в ноябре того же года депутат от партии «Справедливая Россия» Александр Агеев внес законопроект на рассмотрение. В пояснительной записке парламентарий проанализировал, какое воздействие на неплательщиков алиментов оказала такая мера, как запрет на выезд за рубеж. Оказалось, что в 2013 году на ограничение выезда уклоняющимся от выплаты алиментов гражданам было вынесено 262 тысячи постановлений, заплатили по счетам около 16 тысяч человек на сумму 1,3 миллиарда рублей. За 8 месяцев 2014 года в отношении уклоняющихся от выплат алиментов было вынесено 293 постановления об ограничении выезда, расплатились 12,6 тысяч человек на общую сумму 1,5 миллиарда рублей. Полных данных по 2014 году у депутата тогда еще не было, но агентство «Интерфакс» приводит и такую статистику: число исков по неуплате алиментов за 2014 год превысило 930 тысяч, было возбуждено более 73 тысяч уголовных дел в отношении злостных неплательщиков. При этом 83 тысячи должников выплатили задолженность после наложения ограничения на выезд за рубеж.

Парламентарий сделал вывод: механизм эффективный, но не захватывает всех неплательщиков просто потому, что многие из них за границу и так не ездят. А вот машиной управляет большинство. Отсюда и идея ограничить тем, кто не платит алименты, управление транспортным средством (не только автомобилями, но и, например, водными и воздушными судами), если сумма долга превышает 10 тысяч рублей.

Законопроект был принят в первом чтении в январе 2015 года, после чего «завис» на стадии подготовки поправок ко второму чтению. Эта пауза разрешилась тем, что свои поправки предложило правительство. В том виде, в каком 14 октября текст законопроекта одобрен комитетом, инициатива уже направлена против неплательщиков не только алиментов, но и вообще любых штрафов. Теперь под действие новых норм потенциально могут попасть до 300 тысяч россиян — те, у кого задолженность по штрафам превышает 10 тысяч рублей. Исключения будут сделаны для инвалидов или содержащих их граждан, для тех, у кого автомобиль — основной законный источник средств к существованию, и кто живет в регионе с ограниченной транспортной доступностью.

Сотни тысяч «лишенцев»

Скольких россиян могут коснутся вводимые ограничения? Вячеслав Лысаков, первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, считает, что под действие закона могут попасть порядка 300 тысяч должников. Однако бывший сенатор Константин Добрынин, выступая в мае 2015 года в поддержку законопроекта, говорил о 300 тысячах одних только должников по алиментам, которые имеют водительские права и могут быть подвергнуты взысканиям. Замдиректора Федеральной службы судебных приставов Татьяна Игнатьева, присутствовавшая на заседании комитета при подготовке законопроекта ко второму чтению, заявила о повальной неуплате штрафов должниками. По её словам, ФСПП сейчас ведет в общей сложности 57 миллионов дел по долгам, и из них «больше половины — это неоплаченные административные штрафы». Получается целая армия потенциальных «лишенцев».

Более того, если закон будет принят, то право выносить постановление о временном лишении прав на управление транспортным средством получат судебные приставы. Сама процедура займет не более недели: после того как судебный пристав выносит постановление и уведомляет об этом должника, тот в течение пяти дней обязан сам сдать свои права. За уклонение — штраф от 1000 до 2500 рублей для физических лиц, от 10 тысяч до 25 тысяч для должностных, и от 30 тысяч до 100 тысяч для юридических. Тех, кто права не сдаст и попадется с ними за рулем инспектору, ждет взыскание в 30 тысяч.

Автор против

Поправки, предложенные кабмином, настолько меняют суть законопроекта, что поддерживать его отказался и сам автор, Александр Агеев. На заседании комитета он предлагал хотя бы поднять порог «отсечения прав» с 10 тысяч до 50 тысяч рублей. Потому что, как заметил на том же заседании член ЛДПР Алексей Диденко, в Москве даже пара штрафов по неправильной парковке могут дать искомую сумму в десять тысяч, после чего запускается процедура ограничения прав.

«Важно понимать, что я вносил законопроект, разработанный по аналогии с законом о запрете на выезд за границу для должников и изначально касающийся только тех, кто имеет задолженность по выплатам алиментов, — отметил Агеев «Ленте.ру». — Сумма в 10 тысяч рублей, фигурирующая в законопроекте, рассчитана из средней суммы алиментов, выплачиваемой за два месяца. Когда алименты не платят по два месяца, уже крайне сложно обеспечить ребенку должный уровень образования, медицинского обслуживания и так далее. А всего в России не получают вовремя алименты около двух с половиной миллионов детей. Только ко второму чтению в законопроект добавили административные штрафы как основание для ограничения на управление транспортными средствами и водными судами. Я выступал против того, чтобы сумма задолженности была одинаковой и для должников по алиментам, и для тех, кто не платит административные штрафы. Считаю, что в случае с административными штрафами предельная сумма задолженности должна быть не ниже 50 тысяч рублей».

Стимуляция легализации

Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки», полагает, что законопроект ударит по нелегальным таксистам, для которых автомобиль — единственный источник дохода, но доказать это без официальной регистрации невозможно. «Этот законопроект перекладывает на плечи автомобилистов проблемы судебных приставов, не способных взыскать долги, и проблемы алиментной системы, которая крайне запутана, — объясняет «Ленте.ру» Шкуматов. — Посмотрите, что происходит с рынком таксистов: почти все они работают нелегально, без трудовой, а по этому закону, чтобы не лишиться прав за задолженность, требуется трудовая. Принятие закона выкинет всех этих людей на обочину, их заменят мигранты. Но что делать этим людям, когда-то по глупости взявшим кредиты и теперь пытающимся их отработать? Как они будут отдавать деньги? Во всех странах, наоборот, помогают выбираться из долговой ямы, протягивают руку помощи, а у нас должника начинают добивать, бросая его в социальную пропасть».

По мнению Шкуматова, необходимо изыскивать и разрабатывать другие способы работы с должниками. «Может быть, для кого-то, сумма, указанная в законопроекте, — это немного, — рассуждает он. — Но, например, в Московской области более 80 процентов жителей имеют доход меньше 45 тысяч рублей в месяц, а в других регионах нашей страны живет огромное количество нищих людей, подрабатывающих таксистами, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Если же этот закон будет принят, сложится ситуация, когда человек, который, например, должен 50 тысяч рублей и пытается их отработать в такси, должен для начала снова пойти в банк, взять еще одни кредит, отдать прежний, чтобы ему вернули права. То есть сначала отдать долг, а потом уже приступить к работе. И в итоге сотни тысяч мужчин, у которых есть семьи, окажутся загнанными в угол, что пахнет серьезным ростом социальной напряженности и даже криминалом».

Александр Агеев признает, что в случае принятия законопроекта нелегально работающие таксисты пострадают в любом случае — неважно, по алиментам у них долги или по административным штрафам. «Но в некоторых странах, где существуют аналогичные законы и чей опыт мы изучали, с неплательщиками поступают еще строже: в Белоруссии должникам запрещают пользоваться мобильными телефонами, банковскими картами, — отмечает парламентарий. — Конечно, такой подход мы считаем для России неправильным и преждевременным, поэтому предлагаем ввести временное ограничение на управление транспортными средствами и водными судами». Нелегальным таксистам просто придется легализоваться.

Третье чтение законопроекта намечено на 23 октября. Если Госдума проголосует «за», то новые меры вступят в силу с 15 января 2016 года. А с 1 января начнет действовать принятый ранее закон о 50-процентном дисконте за быструю оплату штрафов в течение 20 дней с момента выписки. Так что к кнуту в виде угрозы лишения прав приложится и соответствующий пряник, который должен стимулировать проштрафившихся граждан не тянуть с выплатой.

Роберт Берновский


Источник: статьи Lenta @21.10.2015



Используй свой мобильный - сохрани эту страницe и расскажи о ней друзьям!