поиск по 1155251 познавательным статьям и фото

Иван Клюн, несбывшийся соцреалист

 Иван Клюн, несбывшийся соцреалист

Иван Клюн (фамилию Клюнков художник укоротил в 1914 на выставке “Художники Москвы — жертвам войны”) умер в 1943 уже практически забытым. За 10 лет до смерти он разорвал отношения с авангардом, но реалистом стать не смог. Георгий Костаки наткнулся на работы Клюна практически случайно, интуиция позволила ему игнорировать общее мнение “Клюн — мазила-авангардист второго ряда” и собрать первую в мире коллекцию его работ.

Клюн родился в 1873 году во Владимирской губернии в семье плотника. В 1895 переезжает в Москву, где поступает на бухгалтерскую службу и параллельно учится живописи у Ильи Машкова (тот называет Клюна одним из самых серьезных учеников) и в Художественном училище Рерберга. Там, в конце обучения (1907 год) Клюн знакомится с Малевичем и, вслед за младшим товарищем, увлекается символизмом. Через пять лет Клюн (пока под псевдонимом Клюнов) участвует в “Выставке картин современных русских художников” в Калуге и через Малевича входит в круг московских авангардистов.

В 1915 Иван Клюн принимает участие в “Первой футуристической выставке “Трамвай В”. Вслед за Малевичем работает в стиле кубофутуризма. В собрании Костаки, а ныне в коллекции ГТГ есть кубофутуристический рельеф “Пробегающий пейзаж”, выставлявшийся на “Последней футуристической выставке “О.10”. Как участник общества “Супремус”, в 1916-17 гг. Клюн делает несколько десятков супрематических композиций. Из важных достижений Клюна в этот период — создание первых в русском искусстве проектов движущихся пространственных конструкций.

После Революции Клюн, вместе с другими авангардистами, принимает участие в праздничном оформлении Москвы. Преподает «дисциплину цвета» в ВХУТЕМАСе, где заведует основным отделением живописного факультета и керамической мастерской. На 10-й Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» демонстрирует 62 произведения под общим названием «Искусство цвета». Среди них — живопись, графика и беспредметная скульптура. Правда, в каталоге выставки он проявляет критическое отношение к супрематизму. Вскоре он окончательно отходит от супрематизма.

В 1920 Клюн активно работает в ГИНХУКе (Гос. Институт художественной культуры), но покидает его через год из-за разногласий с художниками-производственниками и переходит в ученый совет Музея живописной культуры. Попадает под влияние пуризма (свой новый стиль работы он называет «конструктивный реализм»), в 1925 году вступает в ОСТ (Общество художников-станковистов). Принимает участие в выставках «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде и Москве (32-34), его работы критикуются за формализм. В начале 1930-х вновь общается с Малевичем, до смерти последнего в 1935.

В марте 1934 на диспуте «О натурализме и реализме в искусстве» в Комакадемии заявляет о своем переходе на позиции соцреализма.


Источник: статьи Lenta @15.12.2014



Используй свой мобильный - сохрани эту страницe и расскажи о ней друзьям!
Зарегистрируйтесь или представьтесь чтобы комментировать каждый абзац любой новости!