Экономический кризис отражается на здоровье нескольких поколений

Финансовый крах в Португалии, так называемый налог на спальни в Великобритании... Меры строгой экономии ложатся небывало тяжёлым бременем на население Европы.

Многие из них кажутся необходимыми для решения самых насущных проблем, но в то же время в периоды стресса активизируются гены, связанные с болезнями, так что шаги во благо экономике могут нанести вред здоровью нации.

В журнале Lancet исследователи сообщают, что со времён финансового кризиса в Европе 2008 года продолжается рост самоубийств. К 2010 году в одной только Англии они унесли тысячу «лишних» жизней. В странах, по которым особенно сильно ударил кредитный кризис (Греция, Испания и др.) возросло количество случаев психических расстройств. В Греции к тому же происходит подъём ВИЧ-инфицирования среди потребителей инъекционных наркотиков: до 2010 года регистрировалось около 15 новых случаев в год, а в 2012-м — 314. Некоторые греки даже подозреваются в целенаправленном заражении самих себя ВИЧ, дабы получить медицинскую помощь, не доступную иным способом из-за сокращения бюджета.

Есть и более тонкие, но столь же волнующие, последствия для здоровья. Одно из исследований продемонстрировало, как психологический стресс приводит к стойким изменениям в генах, которые вызывают хроническое воспаление. Это плохие новости, ибо хроническое воспаление повышает риск сердечного приступа, депрессии и даже рака.

Хотя подобные штудии обычно фокусируются на таких факторах, как одиночество и выпадение из общественной жизни, связанные со стрессом биологические механизмы, по-видимому, активируются любым внезапным или хроническим психологическим стрессом: потерей работы, дома или денег. «В той мере, в какой наш геном чувствителен к подобным угрозам, гены могут нести частичную ответственность за связь между финансовым кризисом и здоровьем», — отмечает соавтор одного из исследований Джордж Славич из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США).

История уже знает случаи увеличения проблем с психикой и сердечных приступов в связи с потерей работы. Например, в 1979 году было показано, что в Великобритании в 1936–1976 гг. количество смертей от сердечно-сосудистых заболеваний начинает расти через два–три года после всплеска безработицы и этот рост сохраняется на протяжении десяти лет. В 2006 году мы узнали, что в Нидерландах поколения, рождавшиеся в периоды экономических спадов с 1815 по 2000 г., обладали аномально высоким уровнем ранней смертности.

С чем это связано? Во время стресса мозг и прочие части центральной нервной системы наполняют организм соответствующими гормонами — например, кортизолом. Эти последние активируют рецепторы на поверхности клеток, которые приказывают клетке включить гены, питающие воспаление. Результатом становится рост концентрации химических веществ, ускоряющих заживление ран и борьбу с инфекциями.

Хотя эти механизмы необходимы для нашего выживания, продолжительная стимуляция воспаления в случае психологического стресса (а его может вызвать даже опасение в том, что тебя уволят) может нанести серьёзный вред. В 2010 году г-н Славич показал, что у людей робких или аномально чувствительных к выпадению из общественной жизни чаще активируются такие гены.

Ту же связь обнаружили опыты на животных. Дженни Танг и её коллеги из Университета Дьюка (США) выяснили: чем ниже социальное положение макаки, тем активнее провоспалительные гены. Г-жа Танг отмечает, что можно было выяснить ранг животного, разобравшись с генами в белых кровяных тельцах.

Поскольку лейкоциты живут годами, влияние первоначального стресса может генетически и биологически сохраняться очень долго, подчёркивает г-н Славич.

Более того, последствия стресса могут ощутить на себе целые поколения. Меган Холмс из Эдинбургского университета (Великобритания) и её коллеги лишили эмбрионы мышей фермента 11-beta-HSD2, который защищает их от воздействия материнского кортизола. В результате они родились с недовесом и во взрослом состоянии вели себя робко, выпадая из общественной жизни.

Стресс влияет на уровень этого фермента и у людей. Виветт Гловер из Имперского колледжа Лондона (Великобритания) показала, что содержание 11-beta-HSD2 в плаценb0bте женщин, переживших сильную предродовую тревогу, на 30% ниже среднего. Сказалось ли это на психике детей, пока неясно. Тем не менее г-жа Гловер считает, что стресс во время беременности способен изменить программу развития плода.

Поэтому есть смысл отложить планирование семьи на несколько лет, пока экономические страсти не улягутся.

Подготовлено по материалам NewScientist.

Экономический кризис отражается на здоровье нескольких поколений