Ученые засняли поведение атомов в графене

Американским физикам удалось сделать видеоролик, наглядно демонстрирующий поведение отдельных атомов углерода на границе разрыва графенового листа. Об этом сообщается в пресс-релизе , опубликованном на сайте Национальной лаборатории Лоренса в Беркли, а статья исследователей вышла в журнале Science . Видео эксперимента доступно здесь . Напомним, что графен представляет собой "двумерный" углерод, то есть плоскую конфигурацию углеродных атомов, которые образуют шестиугольные ячейки. В рамках исследования в листе этого материала проделывалась дыра. При этом, так как лист облучался потоком электронов, создаваемым электронным микроскопом, то граничные атомы постоянно уносились этим потоком, что приводило к постепенному росту дыры. Целью работы ученых из Национальной лаборатории было изучение устойчивых конфигураций атомов на границе. В частности, исследователям удалось определить, что устойчивым будет край, который они назвали "зиг-загом" (на иллюстрации он показан справа и красным цветом). По словам исследователей, подобная конфигурация является более стабильной, чем другая возможная (на иллюстрации - синим и справа). Это связано с тем, что во втором случае образуется "висячий" атом, который начинает перемещаться по краю. Кроме этого ученые построили компьютерную модель происходящих процессов. Видео полученного моделирования доступно здесь . Эти результаты также подтвердили устойчивость конфигурации "зиг-заг". По словам ученых их результаты позволяют прояснить фундаментальные вопросы, касающиеся механического строения графена. Физики полагают, что это будет полезно в связи с тем, что данный материал в будущем планируется использовать для производства электроники нового поколения, которая будем меньше и быстрее существующих аналогов.

Источник: Lenta @01.04.2009