Сторонники эволюционизма торопятся с выводами

Выводы, сформулированные авторами сотен исследований, которые были посвящены проблемам естественного отбора, могут оказаться ошибочными, считает объединенная группа ученых из Национального института генетики (Япония) и Университета штата Пенсильвания (США). Причина этого кроется в несовершенстве статистических методов определения генетических последствий отбора.

Структура белка бычьего родопсина. Синим отмечены участки, измененные под воздействием механизмов естественного отбора, а красным представлены результаты статистического анализа (изображение получено авторами исследования).

Утверждения ученых основываются на тщательном анализе наиболее распространенных способов выявления молекулярных механизмов естественного отбора (такие способы — теоретически — позволяют установить, какие участки генов подверглись изменению в процессе эволюции). «Подобные методы очень популярны, поскольку с их помощью, как считается, можно получить ценнейшие с научной точки зрения данные, — говорит руководитель группы Масатоши Неи (Masatoshi Nei), профессор биологии из Университета штата Пенсильвания. — К сожалению, эти данные зачастую не соответствуют действительности».

Как утверждает г-н Неи, сомневаться в корректности статистических методов он начал довольно давно. «Все они построены на предположении о том, что в случае влияния механизмов естественного отбора число нуклеотидных замещений, приводящих к изменению последовательности аминокислот в белке, значительно превышает число нуклеотидных замещений, не приводящих к подобным последствиям, — аргументирует ученый. — Однако подавляющая часть аминокислотных замещений, как известно, не вызывает функциональных изменений, причем адаптивные изменения протеинов обычно являются следствием замещений, происходящих весьма редко. Статистика здесь роли не играет». Масатоши Неи также указывает на то, что рассматриваемые методы не могут обеспечить точность результатов при наблюдении недостаточно большого числа нуклеотидных замещений.

Для экспериментальной проверки своих предположений исследователи выбрали группу генов, управляющих способностью рыб различать свет на различных глубинах, а также ряд генов, отвечающих за развитие цветового зрения у разных животных. Как выяснилось, применение статистических методов очень редко приводило к определению участков генов, действительно измененных в процессе естественного отбора. «В некоторых случаях мы так и не смогли выявить ни одного «истинного» участка», — отметил г-н Неи.

Влияние размеров выборки на результаты исследований авторы проследили на примере работы 2007 года, авторы которой проанализировали 14 000 генов человека, шимпанзе и макаки и обнаружили 32 случая предполагаемого действия естественного отбора. Оценив полученные коллегами результаты с помощью точного критерия Фишера, ученые пришли к выводу, что изменения во всех 32 обнаруженных генах не имеют никакого отношения к естественному отбору. «Число рассмотренных нуклеотидных замещений слишком мало для того, чтобы всерьез говорить о вмешательстве эволюционных механизмов», — говорит Масафуми Нозава (Masafumi Nozawa), один из участников исследования.

«Применение статистических методов убедило многих ученых в том, что механизмы естественного отбора оказали большее влияние на гены человека, чем на гены шимпанзе; этим влиянием они и пытаются объяснить наличие существенных морфологических различий между видами, — говорит Масатоши Неи. — Не думаю, что это правильно; число измененных генов должно находиться приблизительно на одном уровне. Наше развитие направлялось мутациями, которые со временем накапливались».

Отчет ученых готовится к публикации в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Источник: Compulenta @01.04.2009