поиск по 1161335 познавательным статьям и фото

Нам бы расписания взять и отменить

Исследователи из Технологического института Джорджии (США) обнаружили, что отмена управления наземным общественным транспортом при помощи расписания и использование децентрализованной самоуправляющейся схемы позволяет сделать движение более эффективным. В работе, опубликованной в журнале Transportation Research, описан алгоритм, позволяющий минимизировать интервалы между появлениями автобусов на остановках без какого-либо централизованного управления.

Большинство схем работы общественного транспорта предусматривает расписание, которое в случае автотранспорта больших городов малоэффективно. Задержки хотя бы одного элемента транспортной группы (автобуса), по расчётам авторов работы, автоматически приводят к тому, что автобусы «сбиваются в стаи», когда между парой машин резко сокращается временной и пространственный интервал. Это значит, что следующий за такой парой автобус придёт через куда больший промежуток времени, чем положено, и нагрузка на него будет в несколько раз выше. Кроме того, работе по расписанию присуща врождённая низкая устойчивость к авариям и поломкам, неизбежным в городе. Авторы постулируют: надёжность такой системы равна произведению надёжности работы всех автобусов на линии. Если их 200, при вероятности задержки в 10% и поломки/аварии в 1% система неизбежно придёт в хаос, и время ожидания увеличится в 5–7 раз по сравнению с расписанием. Оборудование для эксперимента ограничивалось стандартным GPS-навигатором. (Фото GIT.)

Для решения проблемы исследователи предлагают использовать данные с GPS-навигаторов автобусов для автоматического вычисления сервером среднего времени прохождения маршрута.

Когда автобус прибывает к конечной остановке, сервер оценивает время прибытия следующего автобуса, а недавно появившийся задерживает на часть этого периода, равного α. Когда он проходит, автобус едет дальше. Величина α модифицируется для каждой последующего участника движения таким образом, чтобы она составляла среднее значение между предыдущим ожиданием этого же автобуса на конечной и прогнозируемым временем ожидания следующего автобуса.

Если остановка предыдущего автобуса длилась дольше, чем обычно, его новое время ожидания в следующий раз будет короче, и наоборот. В результате время ожидания автобуса во всех точках маршрута будет постоянно усредняться для всех элементов системы. При удалении одного элемента (или более) система очень быстро стабилизируется и вернётся к равному времени ожидания во всех точках. Причём произойдёт это без какого-либо человеческого вмешательства: управляющий сервер просто будет посылать на навигаторы водителей свои рекомендации.

Более того, даже если автобусы не останавливаются на некоторых остановках, система автоматически предотвратит их «скапливание».

Идея была опробована на автобусах Технологического института Джорджии, обслуживающих студентов и преподавателей. Результат совпал с расчётами: время ожидания на остановках сократилось, а устойчивость к сходу машин с линии возросла. Когда ради проверки автобусы случайным образом снимали с маршрутов, время ожидания выравнивалось в кратчайшие сроки без какого-либо человеческого вмешательства. Конечно, два автобуса одного маршрута, едущие друг за другом, — крайний случай. Но даже если они в километрах друг от друга, всё равно выдержать расписание не получится. Да и нужно ли? (Фото Википедии.)


Источник: Compulenta @20.04.2012



Используй свой мобильный - сохрани эту страницe и расскажи о ней друзьям!