Открытие высокой стабильности урановой молекулы поможет в переработке ядерных отходов

Занимаясь поиском средств, способных усовершенствовать современные методы переработки ядерных отходов, учёные синтезировали неизвестную прежде урановую молекулу. Структура в форме бабочки (мостиковое строение), полученная в лабораторных условиях, подобна молекулам, теоретически предсказанным в качестве основных компонентов радиоактивных отходов. Впрочем, считалось, что они слишком нестабильны, а потому не могут долго существовать. v-комплекс получен взаимодействием уранил-амидной соли и клиновидного макроциклического уранового комплекса (иллюстрация Polly Arnold / University of Edinburgh)." > Имеющий форму бабочки биядерный Uv-комплекс получен взаимодействием уранил-амидной соли и клиновидного макроциклического уранового комплекса (иллюстрация Polly Arnold / University of Edinburgh).

А вот теперь исследователям удалось продемонстрировать высокую стабильность такого соединения. Это означает, что подобные структуры могут быть и в радиоактивных отходах.

Проводившие исследование специалисты из Эдинбургского университета (Великобритания) считают, что такая молекула может играть роль в формировании кластеров радиоактивного материала в отходах, которые трудно выделять в момент переработки. Иначе говоря, несмотря на все усилия, они всё равно останутся в высокоактивных отходах и станут причиной проблем, связанных с их захоронением.

Что могло бы значительно уменьшить количество отходов и снизить риски для окружающей среды? — Направленное воздействие на молекулы такого рода при обработке ядерных материалов. Только в этом случае ядерная индустрия может надеяться на более чистый процесс генерации энергии, при котором все радиоактивные вещества могут быть восстановлены из отработанного топлива и безопасно захоронены в концентрированном виде (или снова использованы).

Чтобы верифицировать структуру уранового соединения, на помощь эдинбургским исследователям пришли коллеги из США и Канады. Учёные использовали химический и математический анализы для подтверждения необычной структурной формы молекулы в виде бабочки. Результаты проделанной работы изложены в статье, опубликованной в журнале Nature Chemistry.

По словам принимавшей участие в исследовании Полли Арнольд, удалось получить молекулу, которая в теории не должна существовать, поскольку её мостиковая структура предполагает повышенную реакционную способность в отношении других химикатов. То, что эта конкретная форма уранового соединения в действительности очень стабильна, способно помочь оптимизировать процесс переработки ценных радиоактивных материалов и снизить количество и уровень загрязнения подлежащих окончательному захоронению отходов.

Источник: Compulenta @13.03.2012