Создан миниатюрный микроскоп для изучения мозговой деятельности

Устройство, имплантируемое в голову подопытного животного, настолько мало и невесомо, что его носитель не почувствует никаких неудобств; при этом оно обеспечивает достойное качество изображения. С помощью стандартного флуоресцентного микроскопа наблюдать за нейронами животных несподручно. (Фото University of Texas Medical Branch.)

Созданный группой исследователей из Стэнфордского университета (США) прибор является разновидностью флуоресцентного микроскопа. Его малогабаритные версии разрабатывались и ранее, в том числе в стенах Стэнфорда, но нынешний вариант имеет ряд преимуществ.

В первую очередь это крошечные размеры устройства: вес — 1,9 г, объём — 2,4 куб. см. Что позволяет применять его, не вторгаясь в повседневную жизнь даже таких небольших зверьков, как мыши. Прежде приходилось ограничивать подвижность подопытных существ, а значит, о естественном поведении наблюдаемых не могло быть и речи. По разрешению (2,5 мкм) приспособление в несколько раз уступает крупным стационарным аналогам, но зато даёт довольно большую площадь обзора, замечает руководитель проекта Марк Шницер.

Ещё одно достоинство мини-микроскопа: он собран из стандартных деталей, то есть дешёв в производстве. По словам г-на Шницера, стоимость встроенного источника света и видеокамеры составляет порядка $1–10. Точную цену и сроки коммерциализации исследователь затруднился назвать, хотя он и его коллеги уже основали стартап Inscopix и настроены оптимистично.

Исследователям уже удалось провести первые опыты на мышах, изучив капилляры в их мозге и отвечающие за двигательную активность клетки Пуркинье. Кроме того, с помощью микроскопа можно подсчитывать количество клеток в нейронных сетях и следить за бактериями.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature Methods.

Источник: Compulenta @12.09.2011