поиск по 1171652 познавательным статьям и фото

Повтор жестов и мимики собеседника не всегда полезен

Стремясь произвести впечатление на собеседника, нужно думать о том, как ситуацию воспринимают третьи лица, и не «отзеркаливать» людей, неприятных окружающим. Схема проведения первого и второго экспериментов доходчива. (Изображение Калифорнийского университета в Сан-Диего.)

«Отзеркаливать» жесты собеседников рекомендуют многие психологи — от авторов руководств «Как не сойти за умного» до серьёзных исследователей. Это якобы способствует взаимопониманию и зачастую помогает карьере. Коллектив учёных (два психолога и два философа) из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) провёл исследование, доказывающее, что «успех отзеркаливания зависит от отзеркаливания правильного человека в правильное время по правильным причинам».

Участники исследования смотрели видеозаписи, на которых были запечатлены собеседования, точнее — их тщательные инсценировки. Люди, с которыми «проводилось собеседование», либо копировали, либо не копировали жесты и телодвижения «доминанта». Доминант же был либо суров, либо радушен. После просмотра видео зрители выставляли оценки актёрам, с которыми «проводилось собеседование», оценивая, насколько те казались им компетентными, приятными и внушающими доверие.

Актёры, копировавшие жесты и манеры недружелюбно настроенного доминанта, получали низкие оценки. Авторы исследования говорят, что в реальных ситуациях у «отзеркаливания» всегда есть зрители. Последние негативнее воспринимают подхалима, пантомимически подлизывающегося к неприятному боссу, чем угождающего приятному.

Второй эксперимент, в котором от доминанта остался только голос (половина экрана была зачернена), показал, что копирование жестов и манер «плохих людей» принципиально для негативного восприятия подлиз окружающими. Любопытно, что третий эксперимент изменил восприятие подхалимов зрителями: перед просмотром им говорили, что суровый начальник занимается гуманитарной деятельностью.

Таким образом, «отзеркаливание» является инструментом, который нужно применять очень осмотрительно, с предварительным анализом контекста.

Результаты исследования опубликованы в журнале Psychological Science.


Источник: Compulenta @30.07.2011

Оцените статью:

Теги


Используй свой мобильный - сохрани эту страницe и расскажи о ней друзьям!