Выяснилось, почему принимающих метамфетамин тянет на сладкое

Метамфетамин «убеждает» клетку в том, что она испытывает недостаток кислорода, в результате та переходит на бескислородное расщепление сахаров. Это менее эффективно энергетически, и для энергоподпитки организм начинает требовать много «топлива», в результате чего и возникает «сахарный голод». n0147936)." > Схема анаэробного расщепления глюкозы. По такому пути одна молекула глюкозы даёт две энергетических молекулы АТФ — против 38, что получаются при аэробном расщеплении (рисунок n0147936).

Исследователи из Университета Иллинойса (США) выяснили, откуда у людей, употребляющих метамфетамин, появляется сахарный голод. Правда, влияние наркотика на метаболизм изучали не на людях, а на мушках дрозофилах. Но, как говорят учёные, при всём отличии человека от мухи некоторые базовые биохимические пути у нас сходны, и результаты, полученные на насекомом, вполне могут быть адекватны и «высшим приматам».

Накачивая дрозофил метамфетамином, исследователи обращали внимание не только на изменения в активности генов, но и на то, что происходит с молекулами, большими и малыми, такими как белки и сахара. Наркотик находит доступ в любые клетки организма и ускоряет деградацию мышц, нарушает рост половых клеток и форсирует процессы старения. Всё это не новость — прежние исследования на мышах и людях демонстрировали губительное действие метамфетамина на сердечную деятельность, фертильность спермы и пр.

В рассматриваемой работе впервые показано влияние метамфетамина на сахарный обмен: его роль в процессах расщепления углеводов подобна удавке.

Когда клетки испытывают недостаток кислорода, например, после интенсивных физических упражнений, они начинают расщеплять углеводы — главный источник энергии — анаэробным (гликолитическим) способом, что в 16 раз менее эффективно, чем окислительное фосфорилирование («кислородный» способ). Авторы сравнивают это с поспешной разборкой угнанной машины, когда часть деталей попросту приходится выбрасывать, потому что их испортили в процессе.

У метамфетамина такая же особенность: он как бы имитирует недостачу кислорода. Как именно это происходит, пока никто не знает. Возможно, он перекрывает доступ к клеткам и к вдыхаемому кислороду воздуха. Но более вероятно, что он действует на уровне генов, активируя биосинтез тех ферментов, которые должны работать при недостаче кислорода, то есть даже при нормальном поступлении кислорода сахара всё равно расщепляются «неправильно». Так или иначе, количество энергии, которая получается в результате подобного расщепления углеводов, значительно меньше, чем при «сгорании» в избытке кислорода. Поэтому клетки всё время испытывают сахарный голод. (Любопытно, что на такой же — бескислородный — тип сахарного обмена переключаются раковые клетки.)

Вот и выходит, что метамфетамин повышает тягу к сладкому. Обработанные метамфетамином дрозофилы жили намного дольше, если их держали на диете с большим содержанием сахаров.

Результаты описанных исследований опубликованы в сетевом журнале PLoS ONE. Если удастся выяснить детали механизма, по которому метамфет780cамин стимулирует анаэробный обмен в клетке, это даст медикам ещё одну мишень для создания антинаркотических препаратов.

Источник: Compulenta @21.04.2011