Ядовитые растения и ядовитые гусеницы: кто был первым?

Некоторые растения и гусеницы используют один и тот же механизм самозащиты: они синтезируют в себе вещества, которые при смешивании в пасти хищника дают цианиды. Но любопытно другое: ответственные за синтез отравляющих веществ гены и растения, и гусеницы приобрели независимо друг от друга. mountainashe)." > Гусеница пестрянки (фото mountainashe).

Некоторые растения (к примеру, лядвенец болотный семейства бобовых) ради самозащиты научились синтезировать цианиды. Ингредиенты для яда хранятся в организме растения по отдельности, но как только его начинает кто-нибудь жевать, составные части смешиваются, производя «боевое отравляющее вещество».

Некоторые животные, впрочем, использовали смертоносность ядовитых растений. Так, гусеницы бабочек пестрянок спокойно поедают ядовитый корм, запасая поглощённый яд и, понятно, становясь крайне непривлекательными для собственных хищников. При этом некоторые гусеницы сумели «перекупить патент» на производство цианидов: находясь на малоядовитых растениях, они сами продуцируют необходимое количество яда.

Учёные из Копенгагенского университета (Дания) выращивали таких гусениц на растениях, которые не содержали даже предшественников отравляющих веществ. На ядовитости гусениц это никак не сказывалось. Сначала исследователи предположили, что в своё время гусеницы каким-то образом скопировали себе растительные гены, отвечающие за производство цианидов. Но ДНК этих генов у растений и гусениц не выявили ни малейшего родства. С другой стороны, и растительные гены, и гены гусениц относятся к суперсемейству, члены которого рассеяны по всем живым организмам. (У человека, например, гены этого семейства используются в печени для разрушения токсинов.) При том что у них с растениями разные гены, гусеницы «замешивают» яд по одной с ними схеме: ферменты работают в той же последовательности, выполняя те же реакции, действуя на одни и те же вещества и с образованием одних промежуточных продуктов, что и у растений.

Результаты исследований ядовитых растений и гусениц опубликованы в журнале Nature Communications.

Кто был первооткрывателем, сказать сложно. При освоении «ядовитой» экологической ниши гусеницы могли научиться разделять компоненты ядовитой смеси в своём организме, чтобы затем использовать их, как и растения, для отпугивания хищников. Если гусеницы освоили рецепт независимо от растений, то потом они могли просто получать яд из пищи, не затрачивая энергии. В любом случае это представляется наглядным и удивительным примером конвергентной эволюции — независимого появления признаков у неродственных организмов.

Источник: Compulenta @13.04.2011