Первобытную живопись «подкрашивают» бактерии и плесень

Исследования, проведённые в австралийских пещерах, показали: яркость и долговечность красок обусловлены тем, что они являются «живыми». Прямоугольник слева, на Bradshaw-живописи, — это и есть умащенная цианобактериями картинка справа. Всюду жизнь! (Полоска — 1 мм; фото Джека Петтигрю и Ко.)

Автор открытия, профессор Джек Петтигрю из Университета Квинсленда, вместе с коллегами исследовал 80 изображений, которые относятся к так называемому искусству Брэдшоу — «коллекции» наскальной живописи в австралийском регионе Кимберли.

При помощи портативных микроскопов удалось обнаружить причину, по которой краски не осыпаются со временем: оказалось, на них поселились красные микроорганизмы, относящиеся, вероятно, к цианобактериям, и чёрный гриб — предположительно, из отряда хетотириевых.

Миниатюрные грибы, поселившиеся в трещинах и выемках, с древности поедали своих сородичей, образовав колонии на первобытных рисунках. Они вступили в симбиоз с микроорганизмами, давая им воду и получая взамен сложные углеводы, необходимые для поддержания их жизнедеятельности. Соединение множества «живых пигментов» придало изображениям вишнёвый и терракотовый оттенки.

О своём исследовании австралийские учёные отчитались в журнале Antiquity.

Кстати, наличие плесени и микробов объясняет и то, почему не получалось напрямую определить возраст рисунков. По косвенным признакам (в частности, изображённым на них вымершим животным) считается, что им 46–70 тыс. лет.

Теперь учёным предстоит более тщательное изучение и идентификация полученных образцов ДНК грибов и бактерий, а также поиск ответа на вопрос, почему маленькие «поселенцы» предпочитают обитать в указанном регионе. А это уже наскальные картины бушменов. Живописцы древности, похоже, учились в одном и том же вузе... (Фото Hoberman Collection / Corbis.)

Источник: Compulenta @28.12.2010