Открыт древнейший динозавроморф

В Польше обнаружены 250-миллионолетние следы существа, которое может побудить палеонтологов скорректировать раннюю историю ужасных ящеров. Судя по всему, их возникновение придется сдвинуть на 10-20 миллионов лет в прошлое.

Новое создание названо проротодактилем (Prorotodactylus). Следы этого динозавроморфа насчитывают несколько сантиметров в поперечнике, так что само животное было размером с кошку и весило 1-2 килограмма. Передвигалось оно на четырёх ногах и было в своей среде обитания довольно редким — его отпечатки составляют 2-3% от общего числа следов, обнаруженных на данном участке.

Авторы открытия — Стивен Брюсетт (Stephen Brusatte) из американского национального музея естествознания (AMNH), Гжегож Недзведзкий (Grzegorz Niedźwiedzki) из Варшавского университета и Ричард Батлер (Richard Butler) из Баварского палеонтологического и геологического собрания (Bayerische Staatssammlung für Paläontologie und Geologie) – подчёркивают важность датировки.

Особенности строения костей стопы, форма и расположение пальцев... "Все эти детали соответствуют динозавроморфам и отсутствуют в других рептилиях", – повествует Discover (иллюстрации Stephen Brusatte).' width=478 height=225> Реконструкция проротодактиля и один из его отпечатков. Свои ноги при ходьбе этот ящер держал под туловищем, а не широко расставленными, как у более древних тварей. Передние конечности были короче задних.

Проротодактиль бегал по планете менее чем через два миллиона лет после массового пермского вымирания (оно случилось 251,4 млн. лет назад). "В геологическом плане это всего лишь мгновение ока", — говорит Стивен. Это значит, что возникновение и ранняя диверсификация динозавров произошли как прямой ответ на освободившееся жизненное пространство после наибольшего вымирания всех времён.

Ранее считалось, что ужасные ящеры возникли через 20 миллионов лет после данной катастрофы (примерно 230 млн. лет назад), когда планета стала более благоприятной для жизни. Заметим, о возможном переносе в прошлое даты старта линии динозавров учёные уже рассуждали, когда открыли 245-миллионолетние останки асилизавра — не предка, но кузена динозавров. Перенос объясняет, как динозавры достигли своего колоссального успеха.

На рисунке показана хронологическая шкала возникновения и эволюции динозавров, первые следы и окаменелости, миллионы лет (иллюстрация с сайта discovermagazine.com).' width=478 height=549> Брюсетт и его коллеги в своей работе также описали обнаруженные в Польше чуть более молодые (246 млн. лет) 15-сантиметровые следы – старейший пример двуногого и умеренно крупного ужасного ящера, называемого Sphingopus.

Статья авторов открытия выйдет в журнале Proceedings of the Royal Society B. (Читайте также о переоценке периода расцвета динозавров, о том, что круротарзаны уступили господство динозаврам случайно, а последние долго существовали параллельно со своими родственниками, познакомьтесь со склететом престозуха и древнейшими следами тетраподов).

Источник: membrana.ru @06.10.2010