Показатели активности мозга говорящего и слушателя связаны

Нейробиологи из Принстонского университета (США) экспериментально зарегистрировали синхронизацию активности мозга говорящего и слушателя.

Ещё совсем недавно учёные полагали, что процессы распознавания и образования речи отделены друг от друга: первый ассоциировали с областью Вернике, а второй — с областью Брока. Последние исследования, однако, показывают, что эти процессы связаны; участники разговора бессознательно начинают подражать собеседнику, используя аналогичные грамматические конструкции, подстраивая темп речи и принимая схожие позы. Британские психологи Мартин Пикеринг (Martin Pickering) и Саймон Гэррод (Simon Garrod) в своей статье, опубликованной в 2004 году в журнале Trends in Cognitive Sciences, даже называли такие особенности человека ключом к успешному обмену информацией и взаимопониманию. Физической основой способности к ведению продуктивного разговора многие специалисты считают зеркальные нейроны, которые возбуждаются как при совершении какого-либо действия, так и при наблюдении за его выполнением. Нервные системы говорящего и слушателя «находят общий язык» (иллюстрация Лорен Сильберт).

В своих опытах авторы использовали данные функциональной магнитно-резонансной томографии. Разговор моделировался следующим образом: участница исследования, аспирантка Лорен Сильберт (Lauren Silbert), в течение 15 минут рассказывала о том, как ей жилось в средней школе, а затем полученную запись прослушивали 11 добровольцев. Расшифровку рассказа г-жи Сильберт можно посмотреть здесь.

Показатели активности мозга аспирантки и испытуемых оказались связаны. Большинство областей мозга слушателей «запаздывало» на 1–3 с, но некоторые проявляли активность заранее; возможно, это отражает способность человека предугадывать развитие сюжета рассказа. Если добровольцы прослушивали совершенно непонятную для них историю, записанную русскоговорящим рассказчиком, показатели активности не коррелировали между собой.

Исследователям также удалось показать, что «качество» связи активности мозга говорящего и слушателя определяет то, насколько хорошо последний запоминает детали истории.

Скоро авторы планируют провести аналогичный эксперимент с двумя людьми, которые будут непосредственно общаться друг с другом.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Источник: Compulenta @27.07.2010