В Большом Магеллановом облаке обнаружена массивная «убегающая» звезда

Сотрудники Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (Россия) и Боннского университета (Германия) обнаружили крупную «убегающую» звезду в Большом Магеллановом облаке.

Первые наблюдения массивных звёзд в этой галактике были проведены в 1982 году. Высокая светимость и спектральные характеристики светил указывали на их относительно небольшой возраст (около 2 млн лет). При этом они находились в сотнях световых лет от ближайших областей звёздообразования, а результаты компьютерного моделирования говорили о том, что вероятность формирования «одиноких» объектов большой массы, отделённых от скоплений более скромных по размерам звёзд, очень мала.

Тогда астрономы предположили, что звёзды были выброшены из своих родных скоплений и успели отойти на значительное расстояние от них. Объекты такого типа уже наблюдались в Млечном Пути, но в Большом Магеллановом облаке, в 170 тыс. световых лет от Земли, провести прямые измерения скорости движения звёзд было гораздо сложнее. Звёздные ассоциации LH 82 и LH 88 и звёзды BI 237 и Sk-67˚211 на изображении, переданном «Спитцером» (иллюстрация из журнала Astronomy & Astrophysics).

Авторы подошли к проблеме с другой стороны: они решили изучить форму фронта ударной волны, образующейся при взаимодействии звёздного ветра предполагаемых «убегающих» светил с межзвёздным газом. Отобрав шесть кандидатов, исследователи приступили к поиску их изображений в архиве снимков, сделанных инфракрасным космическим телескопом «Спитцер».

Необходимые данные были обнаружены при рассмотрении изображений звезды BI 237. По форме фронта ударной волны астрономы проследили направление движения BI 237; оказалось, что наиболее вероятной областью её образования является ОВ-ассоциация (скопление, образованное массивными звёздами спектральных классов О и В) LH 82 в туманности Тарантула Большого Магелланова облака. Сейчас LH 82 находится на расстоянии не менее 120 пк от BI 237, и последняя движется со скоростью около 130 км/с относительно окружающего вещества.

По мнению авторов, BI 237 вылетела из скопления в результате взаимодействия с другими массивными звёздами LH 82, которые должны скапливаться в его центре.

В прошлом месяце «КЛ», напомним, рассказывала о другой «убегающей» звезде в туманности Тарантула, которую удалось обнаружить на снимках «Хаббла». Туманность Тарантула, запечатлённая «Спитцером» (иллюстрация НАСА / JPL-Caltech / B. Brandl).

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Источник: Compulenta @10.06.2010