Удаленная звезда поглощает вещество собственной экзопанеты

Международная группа астрофизиков выяснила, что вещество экзопланеты WASP-12b, удаленной приблизительно на 850 световых лет от Земли, постепенно переходит к ее звезде.

WASP-12b на фоне своей звезды (иллюстрация НАСА / Fredrick Pont).

Звезда WASP-12 располагается в созвездии Возничего и примерно соответствует Солнцу по массе и радиусу. Экзопланета в этой системе была обнаружена совсем недавно — в 2008 году; как и многие другие экзопланеты, она относится к газовым гигантам. По массе она превосходит Юпитер примерно в 1,4 раза, а по радиусу — в 1,79.

Внушительный наблюдаемый диаметр экзопланеты не соответствует предсказаниям астрофизических моделей, однако более всего ученых удивляют ее орбитальные параметры: большая полуось орбиты составляет чуть более 0,02 а. е., вследствие чего она совершает полный оборот вокруг светила всего за 1,1 дня. Кроме того, ее орбита вытянута, что совершенно нехарактерно для планет, подходящих столь близко к своим звездам.

Авторы постарались дать объяснение необычным свойствам экзопланеты, рассматривая действие приливных сил.

«На Земле приливное взаимодействие, как известно, может вызывать подъем уровня воды на несколько метров, — говорит участник исследования Шу-линь Ли (Shu-lin Li) из Пекинского университета. — В случае WASP-12b гравитационное влияние проявляется в 10 миллионов раз сильнее». Приливные силы, рассуждают ученые, деформируют экзопланету, и она уже приобрела эллиптическую форму; их действие также нагревает WASP-12b, вследствие чего ее размеры увеличиваются. В настоящее время экзопланета уже не может удерживать вещество, и оно постепенно — со скоростью около шести миллиардов тонн в секунду — переходит к звезде. Если этот процесс будет продолжаться в том же темпе, планета прекратит свое существование в ближайшие 10 миллиардов лет.

«Украденное» вещество формирует гигантский диск вокруг звезды. Тщательный анализ движения WASP-12b свидетельствует о существовании в этом диске второй экзопланеты — «суперземли», имеющей меньшую массу. И диск, и предполагаемая планета должны обнаруживаться современными телескопами, и ученые надеются вскоре получить экспериментальное подтверждение своей теории.

Полная версия отчета опубликована в журнале Nature; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Источник: Compulenta @25.02.2010