Проведены наблюдения двойного квазара, образовавшегося при взаимодействии галактик

Американским ученым удалось зафиксировать процесс объединения галактик, каждая из которых содержит квазар с красным смещением z = 0,44, что соответствует расстоянию, превышающему 4 млрд световых лет.

Оптическое и рентгеновское (вверху справа) изображения SDSS J1254+0846 (иллюстрация из The Astrophysical Journal).

Квазарами принято называть центральные области крупных галактик, содержащих сверхмассивные черные дыры. Появление квазара связано с процессом поглощения вещества черной дырой, в ходе которого выделяются гигантские объемы энергии; считается, что слияние галактик инициирует аккрецию в обеих системах и приводит к формированию двух квазаров. Поскольку галактики регулярно взаимодействуют друг с другом, астрономы предполагали, что гравитационно связанные черные дыры должны встречаться достаточно часто.

До настоящего момента, однако, двойные квазары в объединяющихся галактиках не наблюдались.

Новый перспективный объект, обозначенный как SDSS J1254+0846, был обнаружен в рамках исследования по проекту Sloan Digital Sky Survey. Авторов заинтересовали его параметры, и они провели дополнительные наблюдения с использованием космической рентгеновской обсерватории «Чандра» и телескопов Национальной обсерватории Китт-Пик и Паломарской обсерватории. Получив обнадеживающие результаты, ученые решили определить спектроскопические характеристики SDSS J1254+0846, для чего им пришлось задействовать 6,5-метровый телескоп чилийской Обсерватории Лас-Кампанас.

При обработке данных было установлено, что два квазара находятся на расстоянии 21 кпк друг от друга. На полученных изображениях видны удлиненные «рукава» галактик — следы их гравитационного взаимодействия, явно указывающие на то, что они находятся в процессе слияния.

Это предположение исследователей блестяще подтвердилось при моделировании взаимодействия галактик, которые выполнил Томас Кокс (Thomas Cox) из Института Карнеги: через некоторое время после начала моделирования виртуальные галактики расположились точно так же, как на реальных снимках.

Оптические спектры двух квазаров (иллюстрация из The Astrophysical Journal).

Моделирование взаимодействия галактик на протяжении 3,6 млрд лет. Через 2,33 млрд лет галактики располагаются в полном соответствии с реальным изображением.

Полная версия отчета опубликована в издании The Astrophysical Journal; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Источник: Compulenta @04.02.2010